Исполком Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) приостановил членство Федерации тяжелой атлетики России, из-за чего национальная сборная не будет допущена к соревнованиям по меньшей мере в течение года. Помимо нас такому же наказанию подверглись еще восемь сильнейших команд — тяжелоатлеты Украины, Азербайджана, Армении, Китая, Казахстана, Турции, Молдавии и Белоруссии. Как правило, на первенствах мира именно представители этих стран завоевывают большую часть медалей. Получается, теперь на титулы претендуют те, кто вчера даже не мечтал о пьедестале.
Похоже, руководство EWF (Европейской федерации тяжелой атлетики) само осознало абсурд ситуации. Чемпионат Европы по тяжелой атлетике 2018 года, планировавшийся на 22-31 марта, теперь перенесен на позднюю осень. Возможно, к тому времени состоится реабилитация сборных, включая российскую. Корреспондент «Труда» выяснял у президента Федерации тяжелой атлетики России Максима АГАПИТОВА, какие у нас шансы на благополучный исход.
Сразу отметим: в непростой ситуации наш спортивный чиновник старается вести себя конструктивно, не ссылается дежурно на очередной антироссийский заговор, а демонстрирует оппонентам стремление руководства нашего спорта бороться с применением запрещенных препаратов.
— Хочу отметить, что последнее решение IWF стало прежде всего следствием 10 положительных допинг-проб российских тяжелоатлетов, взятых еще на Олимпийских играх 2008 и 2012 годов, — признает Агапитов. — Тесты проводились повторно, и мы не знаем, по какому принципу отбирались. Получается, нас наказывают за прошлые грехи. Хотя мы честно признали: да, системные нарушения в системе допинг-контроля у нас были.
Но, несомненно, IWF убедилась в нашем искреннем стремлении изжить допинг. В течение 2017 года были обнаружены нарушения у трех российских тяжелоатлетов, и в двух случаях это было сделано нашими усилиями — Р-УСАДА и российской Федерации тяжелой атлетики. Причем одна из с-портсменок объявила о завершении карьеры, когда допинг-офицеры пришли брать у нее пробы. Еще у одной 17-летней тяжелоатлетки на сборах обнаружены следы фуросемида. Это мочегонный препарат, он помогает быстро сбросить вес, так что применять его задолго до соревнований лишено смысла. Спортсменка заявила, что эта неприятность — результат диверсии со стороны конкуренток на место в сборной. Такое объяснение отдает теорией заговора, но подобные ситуации бывают в большом спорте. Мы уже ввели практику применения в подобных случаях добровольных проверок на детекторе лжи.
Но даже в такой ситуации не все еще для сборной потеряно. Наказание, о котором объявил исполком IWF, пока не вступило в силу, не объявлено и о сроках его действия. Во всяком случае российские молодые штангисты не потеряли шансов участвовать в молодежном первенстве Европы, которое начинается в Тиране с 15 октября. Наш представитель в IWF предложил ограничиться наказанием взрослых спортсменов. Надеемся, к его просьбе прислушаются. Мы сделали серьезные шаги для исправления ситуации. Переизбрали руководство Федерации тяжелой атлетики, сменили всех тренеров сборной, кто мог иметь отношение к допингу. Бывает, спортсмены, узнав о допинг-контроле, снимаются с соревнований. Мы отслеживаем и эти случаи, анализируем результаты и сообщаем в РУСАДА.
Среди неприятностей, постигших российских тяжелоатлетов, особняком стоит история самого талантливого нашего силача — Алексея Ловчева. Он отбывает 4-летнюю дисквалификацию за обнаруженный в допинг-пробе запрещенный препарат, который методика WADA определяет по трем признакам. При этом существуют препараты разрешенные, которые могут дать аналогичные реакции. Ловчев и его адвокат Артем Пацев предлагали провести за свой счет повторный анализ пробы, который показал бы наличие у него именно разрешенного препарата. Но WADA, а также CAS отказали. Cпортивный арбитраж в официальном ответе даже объяснил, что подобный случай мог бы стать «ящиком Пандоры». То есть в случае оправдания нашего атлета с аналогичными претензиями в атаку на WADA ринутся другие дисквалифицированные спортсмены, и ситуация может оказаться непредсказуемой.