Главная Культура 18:23 06 Октября 2014 1970
Галина Волчек: Бежать за модой – невеселое дело

«Современник» открыл предъюбилейный 59-й сезон, заявив семь премьер

Виктория Пешкова

Художественный руководитель театра Галина Волчек на сборе труппы заявила, что вопреки всему «Современник» продолжит борьбу за сохранение русского психологического театра.

– Галина Борисовна, ваш театр так долго ожидал начала ремонта, и вот снова заминка. С чем она связана?

– Не готова какая-то часть проектной документации. Сейчас она дорабатывается, а потом пойдет на экспертизу, ведь зданию, в котором находится наш театр, в этом году исполняется ровно сто лет, и капитального ремонта в нем ни разу не было. В 1974-м, когда его передали нам, что-то реконструировали под нужды театра, и все. Пока мы будем играть на родной сцене и потихоньку обживать «Дворец на Яузе», а окончательно туда «переселимся», видимо, после Нового года. Очень надеемся, что наш верный зритель и туда к нам дорожку протопчет.

– Есть надежда, что к 60-летию «Современник» вернется в родной дом?

– Давайте не будем загадывать. Тем более что нынешний, 59-й сезон обещает быть очень непростым. И не только из-за ремонта. 59 лет – это невероятно много для театра, который называется «Современник». Наш театр переживал разные времена, но нынешние как-то особенно тревожны. Мы должны бороться и сохранить наш театр. Я имею в виду не только «Современник», но русский психологический театр как таковой.

– Вы полагаете, ему грозит исчезновение?

– А вы так не думаете? То, что сегодня выдают за театр, представляет собой смесь цирка, оперы, хореографии с театральными псевдоновациями, в которых никакой новизны на самом деле нет. «Новаторы» снова и снова изобретают велосипед, поскольку понятия не имеют, что когда-то в истории русского театра все их «открытия» уже были сделаны. Им в голову не приходит, что, идя вперед, стоит иногда оглядываться назад, причем не для того, чтоб плюнуть в прошлое, а чтобы не растерять в погоне за будущим те бесценные вещи, которые были раритетом русского, советского театра.

– Борьба за театр простой не бывает, а ваши актеры востребованы и в кино, и на ТВ…

– …что очень мешает. Мне важно, чтобы они поняли: либо мы все вместе театр сохраним, либо потеряем. Раньше весьма уважаемыми мною кино и телевидением актеры занимались только в свободное от театра время. Сейчас все наоборот: театр занимает время, свободное от кино и телевидения. Театр жив, пока артисты отдают себя ему, а не относятся как к запасному аэродрому. Моя придирчивость оправданна. Поверьте!

– Верю. Тем не менее вы заявили в новом сезоне целых семь премьер!

– Жизнеспособность театра доказывается новыми спектаклями. Мы начинаем со спектакля «Посвящается Ялте», где поэзия Бродского соединилась с музыкой Шнитке. Дальше – «Декамерон» Боккаччо и английская пьеса с длинным названием «Загадочное ночное убийство собаки». После Нового года собираемся выпустить «Унтиловск» Леонида Леонова – эта пьеса не шла в Москве со времен старого-старого МХАТа, «Живые картины» по стихам Полины Барсковой и «Потанцуем?..» Людмилы Улицкой, которую мы давно хотели видеть в своем репертуаре. В ее пьесе прекрасные женские роли, а это невероятная редкость в театре.

– А вы сами собираетесь вернуться к своему режиссерскому дебюту – пьесе Гибсона «Двое на качелях», хотя никогда не повторяете прежних работ в своем театре...

– Да, я никогда не возвращалась к уже поставленным спектаклям на нашей сцене. За рубежом ставила, а дома – нет, хотя меня многие уговаривали вернуть «Обыкновенную историю», «На дне», еще что-то. Но сейчас возникла внутренняя потребность в канун нашего 60-летия вернуться к тому, с чего мы начинали.

– Это был воистину легендарный спектакль – почти 30 лет сплошных аншлагов!

– Просто это такая человеческая история, которая во все времена востребованна и интересна. Тем более что в труппе есть актриса, способная заменить Татьяну Лаврову, которая была уникальна в роли Гитель, – это Чулпан Хаматова. А еще мне хочется поставить этот спектакль вопреки тому, что сегодня пропагандируется в театре.

– Почему вопреки, ведь пьеса, пусть и написанная в начале 60-х, более чем современна?

– Современна, актуальна… Это вообще не мои слова. С нами давно борется определенная часть критики, или, если хотите, театральной общественности. Им кажется, что мы отстали от того, что они называют сегодняшним театром. Но то, что они так называют, – не театр. Этому надо придумать какое-то другое название. Вот пусть эти делатели театральной моды и придумают.

– Мода сиюминутна: сегодня в моде одно, завтра – другое. Новизна заменяет качество?

– Когда люди не в состоянии сделать что-то, что останется надолго, создать спектакль, который будет жить десять, двадцать, сорок лет, трогая сердца нескольких поколений зрителей, и при этом будет интересен как материал для нескольких поколений актеров, они поднимают на щит моду. Идти, бежать, да даже плестись за модой – невеселое дело. Ее надо знать, в лучшем случае – приспосабливать к себе, но не следовать ей. Человек, следующий за модой, утрачивает себя.

– Чтобы сохранить русский психологический театр, нужно либо просить помощи у государства, либо мобилизовать и сплотить театральное сообщество. Что эффективней?

– Государство поддерживает театр, но его возможности, во всяком случае, сейчас, не так велики, как нам бы хотелось. А на сообщество у меня надежды нет – оно как раз планомерно и выживает русский психологический театр со сцены. Я давно из этого сообщества вышла. Оно в течение многих лет спокойно наблюдало со стороны, как наш театр уничтожали, а теперь делает вид, что нас вообще не существует. Но мы существуем. И сдаваться – не собираемся.

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5671
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5308
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...