Хорошая новость: первый в истории трансгендер, официально допущенный на женский турнир тяжелоатлеток, так и не взял начальных весов и занял последнее место. И скандал затих сам собой. Пока.
В турнире по женской тяжелой атлетике Новую Зеландию представляла 43-летняя Лорел Хаббард, которая (-ый) до 35 лет, до смены пола, выступала в мужских соревнованиях под именем Гэвин. Там он больших успехов не добился, какое-то время работал директором Федерации тяжелой атлетики Новой Зеландии, а потом вдруг решил соревноваться с женщинами. И, что удивительно, это соответствует критериям Международной федерации тяжелой атлетики IWF и МОК для трансгендерных спортсменов.
По правилам 2003 года мужчина, сменивший пол на женский, допускался к соревнованиям лишь после операции и двухлетней гормональной терапии. Но по правилам 2016 года после смены пола можно выступать в женской категории при уровне тестостерона ниже 10 наномолей на литр. Причем сразу и без ограничений. А что строение мужского тела вообще изначально выигрышно по сравнению с женским в большинстве видов спорта — это, по мнению нынешнего руководства МОК, — мелочь.
Что движет такими спортсменами? Денег в тяжелой атлетике много не заработаешь. Да они и не нужны: отец Лорел — богатейший в стране человек. Слава? Как рассказал «Труду» Владимир Краснов, тренер одной из сильнейших тяжелоатлеток мира Татьяны Кашириной, Хаббард уже несколько лет выступает в супертяжелой категории среди женщин. Ее соперницы, как правило, демонстрируют Хаббард «мягкий бойкот» — стараются не замечать экс-мужчину. А после победы Хаббард на Тихоокеанских играх, проходивших в Самоа, даже лидеры этой страны выражали яростный протест.
Но державы, задающие тон в политике мирового спорта, лишь приветствуют подобные безобразия. Кстати, в американском студенческом и даже школьном спорте уже выступают десятки трансгендеров. Известная футболистка-трансгендер Кирсти Миллер перед началом Олимпиады написала в Twitter: «Я плачу от счастья, наблюдая за карьерой Лорел. Я горжусь этой храброй женщиной».
Руководство МОК и IWF сейчас в сложном положении. Да, им два года назад пришлось уступить настойчивым требованиям активистов ЛГБТ и допустить трансгендеров на Олимпийские игры — именно на женские турниры. А теперь уже в Токио Томас Бах оказался под давлением активисток-женщин и пообещал еще раз разобраться в ситуации с трансгендером Хаббардом и его последователями. Так что подковерная борьба в МОК предстоит напряженная.
Тем более существо непонятного пола все-таки прорвалось к медалям с попустительства легкоатлетической федерации. WA запретила выступать в соревнованиях женщин тем, у кого повышенный уровень тестостерона и набор хромосом, не соответствующих женскому. Но почему-то только на дистанциях 400, 800 и 1500 метров (под этот запрет, например, попала печально знаменитая Кастер Семеня, которая после громких побед сочеталась браком с женщиной). Но, по странной логике, на спринт запрет не распространяется. Чем воспользовалась 18-летняя намибийка Кристин Мбома, у которой зашкаливает уровень тестостерона и неженские хромосомы. Она заняла второе место в беге на 200 метров с выдающимся результатом 21,81. Если ее (или его?) не остановят, то в ближайшие годы Мбома станет безоговорочным лидером мирового спринта. Многие специалисты по этому поводу уже бьют тревогу...