Например, предлагается ввести новую статью о защите детей от вредной информации и дать существенные преимущества браку официальному перед так называемым гражданским. Но благими намерениями дорога может быть вымощена в прямо противоположную сторону.
В интервью председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина заявляет, что Семейный кодекс в нынешнем виде «фактически побуждает людей жить в гражданском браке (без регистрации акта в органах ЗАГС)». И объясняет: «Смотрите, пособие матерям-одиночкам, не состоявшим в браке, в пять-шесть раз выше, чем для многодетных семей. Естественно, молодая семья, у которой заработки не очень велики, смотрит, что выгоднее, и выбирает денежное пособие, а не регистрацию брака». Кстати, этот выбор чаще делает женщина (по опросам, 52% женщин без штампа в паспорте не хотят регистрировать отношения с партнером, в то время как среди мужчин таких 35–37%).
Так ли это? Начнем с пособий. В разных регионах они разные. Противопоставление многодетной семьи и матери-одиночки не совсем корректно. Например, в Москве малоимущая многодетная семья на каждого несовершеннолетнего ребенка получает ежемесячное пособие в размере 850 рублей. Еще 600 рублей – на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни. Ребенку до трех лет положена выплата в размере 675 рублей на возмещение роста стоимости продуктов питания. На школьника к 1 сентября выделяется по 5 тысяч рублей. Есть и другие компенсации: по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за пользование телефоном. Прибавим натуральную помощь: единый проездной на четыре вида транспорта, бесплатные завтраки-обеды для учащихся, путевка в летний оздоровительный лагерь, лекарства по рецептам врачей, освобождение от оплаты детсада... Если все сложить, то выйдет примерно на 19–20 тысяч на детскую душу, а на троих чад, соответственно, 57–60 тысяч.
Что получает мать-одиночка? Для нее ежемесячное пособие удвоено – 1,6 тысячи рублей. А на ребенка 1,5–3 лет – еще вдвое больше. Потому что, когда ребенку исполняется полтора года, прекращаются выплаты по уходу за малышом, значит, маме надо выходить на работу. И что теперь? Лишать ее этих денег, если не вступит в законный брак? А если вторая половина против? Никто не спорит, лучше быть замужем и обеспеченной, чем матерью-одиночкой с пособием. Но вряд ли можно этого достигнуть даже с помощью Семейного кодекса.
Уже с конца 90-х социологи в один голос заговорили о кризисе семьи. В России все реже женятся, все чаще разводятся. В полтора раза выросло число молодых людей, не желающих обременять себя семейными узами. На момент последней переписи в нашей стране насчитывалось 13 млн мужчин, никогда не состоявших в браке. Плюс 4 млн разведенных и 2 млн вдовцов. А сколько нездоровых?! Наркоманов – 2–3 млн, больных СПИДом – под 100 тысяч. А среди женщин свыше 11 млн никогда не были замужем, 7 млн разведенных и свыше 11 млн вдов (мужчины умирают раньше). Глядя на статистику, невольно подумаешь: хорошо еще, что хоть «гражданские браки» есть, а то вообще бы не от кого было рожать детей!
Сегодня примерно каждый третий ребенок рождается вне брака. Официально матерью-одиночкой считается женщина, которая вместо имени отца в свидетельстве о рождении ребенка ставит прочерк. Таких женщин в России около 10 млн. Для нас это относительно новое явление, а на Западе оно распространено. Там экономически самостоятельные женщины, которые в состоянии содержать себя и своего ребенка, сами часто отказываются от оформления брака.
В России снижение популярности брака демографы объясняют адаптацией к новым экономическим условиям. В советское время без штампа в паспорте и в партию не очень-то принимали, и в гостиницу вместе не селили. Сегодня куда свободнее. Хочешь – женись, хочешь – так живи. Главное, чтобы при этом не страдали дети. Правда, мужчины и женщины по-разному относятся к своему семейному статусу: 92% женщин, состоящих в гражданском браке, считают себя замужними, но 85% мужчин считают себя холостыми.
Хотя и в советские годы, и сейчас разводов было много. По данным демографического ежегодника ООН, Россия лидирует среди стран с самым большим числом разводов. За ней следуют Белоруссия, Украина, Молдавия, а дальше – Каймановы острова… Это без учета развалившихся «гражданских браков», которые не попадают в статистику. С ними цифра была бы вообще впечатляющей.
(Продолжение темы – на стр. 8. Алена Стерлигова, жена известного предпринимателя и мать пятерых детей, делится секретами семейного счастья)
Голос
Анатолий Вишневский, директор Института демографии НИУ ВШЭ
– Мы неправильно используем название. Гражданский брак – как раз тот, что зарегистрирован в загсе. А то, что мы им считаем, – это незарегистрированные отношения или партнерство. Такая форма семьи сегодня распространена во всем мире. И Россия не осталась в стороне. Регистрация отношений уже не представляет такой ценности, как раньше. Кто-то считает это «пробным» браком, в который не так страшно вступать. Потом партнеры, проверив себя, женятся или – наоборот – разводятся. Собственно, для чего нужно стимулировать регистрацию браков? Чтобы рождались дети. Но у нас треть детей рождаются вне брака. И сегодня это происходит позднее. Если раньше в России женщины рожали в основном в возрасте 20–24 лет, то теперь – в 25–29 лет. Это тоже общемировая тенденция. Для многих важно сначала получить образование, сделать карьеру, обеспечить материально, просто пожить для себя. И только потом заводить детей.
Да и не зависит рождаемость от штампа! Тут срабатывают совсем другие факторы. Сейчас отмечается некоторый всплеск числа рождений. Мамами становятся девочки, рожденные в 1980-е годы. Это более многочисленное поколение. А на 90-е пришелся демографический провал. Сейчас эти молодые люди входят в детородный возраст – их меньше, поэтому через несколько лет рождаемость начнет снижаться – независимо от Семейного кодекса. Да, возможно кто-то из женщин-одиночек из корыстных побуждений не вступает в брак. Но нельзя же всех подозревать. Мало ли почему женщина рожает без мужа…
Элементарно – нет постоянного спутника.
Ставка на многодетные семьи вряд ли себя оправдает. Можно ли вернуть «традиционные семейные ценности», которые были в деревне ХIХ века, в город ХХI века? Современная женщина с высшим образованием, работающая, не будет рожать много детей. От силы – двух-трех. Пока на каждую женщину приходится в среднем по 1,2–1,3 ребенка. Да наши стандартные квартиры и не рассчитаны на большие семьи. А чтобы поддержать женщин, которые могли бы еще родить, надо создавать минимальные условия. А сейчас и детсады пока в дефиците, и яслей почти не осталось, а скоро и в школах не будет хватать мест. Для мам это все куда дороже общих слов про семейные ценности!