На прошлой неделе открылось движение на Бутовской линии метро от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». Небольшой «мостик» длиной 4,5 км перекинули между конечными станциями серой и оранжевой веток метро. Он соединил три района: Ясенево, Северное и Южное Бутово, где живут около полумиллиона человек.
Москвичка Елена Решетникова живет в Южном Бутово на станции «Улица Скобелевская», а работает на «Третьяковской». Дорога на работу занимает у нее каждый день чуть больше часа, по московским меркам вполне терпимо. Если бы не ежедневное испытание: проплыть в людском потоке с линии легкого метро на серую ветку и втиснуться в вагон. Известно, что Серпуховско-Тимирязевская линия метро — одна из самых перегруженных.
— Я очень ждала открытия новых станций — «Лесопарковой» и «Битцевского парка». Теперь я экономлю в пути 15-20 минут, — рассказывает Елена. — Что еще удивительнее, на станции «Новоясеневской», куда мы переходим, в час пик даже платформа полупустая, а в вагоне есть свободные места. На своей родной ветке я об этом уже давно не мечтала.
Из подземки увидеть небо
На торжественной церемонии открытия станции одним из первых по новому маршруту проехал мэр Москвы Сергей Собянин.
— Сегодня мы пускаем новую ветку метро, которая соединит Калужско-Рижскую и Серпуховскую линии, — сказал Сергей Собянин. — Мы разгрузим частично Серпуховскую линию. Я хотел бы поблагодарить строителей «Казметростроя», которые пришли на выручку московским строителям и в рекордные сроки закончили эту ветку. Обычно такая стройка занимает от трех до четырех лет, а они сделали ее за 2,5 года с хорошим качеством: Напомню, что у нас впереди — десятки километров метро, десятки новых станций, нам предстоит большая, серьезная работа на благо москвичей.
При прокладке перегонов строители особенно заботились о том, чтобы не затронуть Битцевский лес, о сохранности которого беспокоились местные жители. И лес удалось сохранить. Корни деревьев доходят до глубины не более 15 метров, а новые станции, хотя их заложение и считается мелким, расположены на 20-метровой глубине. Так что лесу стройка не угрожала, потому что тоннели проходили намного ниже.
Особое внимание при проектировании новых станций уделили их дизайну и оформлению. Вообще все недавно открытые в столице станции — особенные: они светлые, с современными эскалаторами и турникетами, оснащены пандусами, и в оформлении каждой есть своя изюминка. Например, станцию «Битцевский парк» украшает уникальное панно из более чем 300 стеклянных фрагментов. А «Лесопарковая» — единственная в Москве — имеет стеклянный купол, так что из вестибюля можно увидеть небо.
Эта станция, кстати, станет частью проектируемого сейчас транспортно-пересадочного узла. Он будет включать перехватывающую парковку и остановки общественного транспорта. Это делается для того, чтобы жители Северного Бутово и Новой Москвы, которые будут приезжать из Коммунарки, Остафьево, Бачурино, Воскресенского, Рязановского и других, смогли подъезжать к метро на автомобилях, а потом пересаживаться на поезда.
До Сокольников рукой подать
Завершив возведение новых станций, казанские метростроевцы вручили отбойный молоток строителям «Мосметростроя» как символ эстафеты, который передают в надежные руки. Такая традиция появилась в Москве в 2010 году, когда началось масштабное строительство метрополитена. Строители «Мосметростроя» сейчас прокладывают два перегона подземки на Сокольнической ветке метро. Новые станции «Тропарево» и «Румянцево» должны сдать к 1 сентября. Это будет подарок для москвичей ко Дню города.
Станцию «Тропарево» возводят в двух километрах от «Юго-Западной» — конечной красной ветки.
— Наша главная задача — разгрузить существующую «Юго-Западную». Вы все знаете, какая там транспортная ситуация, знаете, сколько там автобусов, «газелей» и что там невозможно проехать. Поэтому, строя дополнительно две станции метро, мы фактически трафик оттягиваем ближе к области, — сказал Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству. — Нет сомнений, что строители успеют завершить все к сроку. Прокладка путей идет со скоростью 200 метров в неделю.
— Жители полностью поддержали проект строительства, потому что станция метро «Юго-Западная» сегодня перегружена, — заметил Алексей Александров, префект Западного административного округа города Москвы. — Поток горожан, которые проживают в Новопеределкино и Солнцево, приезжают на «Юго-Западную» и дальше едут в метро, очень большой. В этих районах сейчас живет около 300 тысяч человек.
Один путь хорошо, а два — лучше
Активное строительство ведется и на Кожуховской линии метро. Эта строящаяся линия подземки станет одной из частей Третьего пересадочного контура. Открыть первый участок планируется уже в 2014 году. В августе прошлого года испанская компания Bustren PM выиграла конкурс на проектирование четырех станций этой новой ветки — «Ферганской», «Стахановской», «Окской» и «Нижегородской».
Инженеры и архитекторы из Bustren PM предложили строить в Москве тоннели по распространенной в Европе технологии — с двумя путями и двумя боковыми платформами. При этом станции будут двухуровневыми — сверху вестибюль, а снизу платформы и пути. Пассажиру придется еще в вестибюле определиться, по какой из двух лестниц спускаться на нужную платформу.
По словам Марата Хуснуллина, строительство двухпутных тоннелей в пятилетней перспективе дало бы Москве экономию в 80 млрд рублей. Кроме того, добавил чиновник, испанские технологии позволяют строить метро гораздо быстрее. Так, в свое время в Мадриде произошла настоящая революция в метростроении: с 2004 по 2007 год там было построено 80 станций. Именно в таких темпах сейчас нуждаются москвичи для решения транспортных проблем мегаполиса.
Такие сооружения более просты в обслуживании.
— При необходимости можно по параллельному пути тоннеля подогнать второй поезд для эвакуации пассажиров или для проведения любых технических работ, — объясняет Мануэль Эррера, руководитель проекта компании Bustrеn по строительству метро в Москве. — Помимо этого в двухпутном тоннеле можно установить стрелочное оборудование в любом месте без дополнительных строительных работ, что очень сложно сделать в тоннелях маленького диаметра. Это позволяет в любой момент изменить схему движения поездов так, как это требуется для метрополитена. К тому же строительство двухпутного тоннеля требует меньше времени. Для таких работ нужно меньше персонала и оборудования, а это позволяет значительно снизить расходы. Исходя из нашего опыта, мы можем сказать, что стоимость двухпутного тоннеля примерно на 20% дешевле, чем двух однопутных.
Компетентно
Игорь Солонников, председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
— Есть три составляющие снижения стоимости строительства метро: оптимизация градостроительных решений, которая предваряет экспертизу, оптимизация проектных решений и непосредственное снижение за счет экспертизы сметной документации. Мы разработали и опубликовали специальные сборники на оборудование по метрополитену. В среднем убавили 15% от тех расценок, которые действовали ранее. Значительная экономия достигается за счет оптимизации градостроительных и проектных решений. Станции мелкого заложения изначально дешевле классических станций глубокого заложения. Экономить можно на внутреннем оформлении вестибюлей и станций за счет использования более легких материалов. В этом году среднее снижение цен по материалам и оборудованию от первоначально представленных составило до 32%.
Кстати
В ближайшее время на Сокольнической и Калининской линиях появится беспроводной интернет. А для самых активных пользователей в скором времени запустят электронную библиотеку. Прямо во время поездки с помощью планшета или смартфона можно будет скачивать книги — от русской классики до детективов и детских сказок