Аэрофлот хочет разом покончить с хулиганством на самолетах. Глава компании Виталий Савельев сообщил, что у них уже имеется черный список заядлых дебоширов. Дело за тем, чтобы таким пассажирам запретить доступ на борт воздушных судов.
В последнее время пресса регулярно сообщает о хулиганских выходках на бортах отечественных лайнеров. Некоторые конфликты кончаются синяками на лицах членов экипажа и экстренной посадкой на ближайшем аэродроме, где нарушителей передают в руки полиции. Чаще всего неприятности случаются на перелетах в Турцию, Таиланд, Египет — в предвкушении отдыха особо нетерпеливые спешат принять на грудь и расслабиться. Есть неофициальные данные: в год случается более полусотни пьяных инцидентов с авиапассажирами. Но вот о публичном расследовании такого рода дел и тем более приговорах мы ничего не слышали.
Может быть, потому, что наказание за такие художества слишком мягкое. В соответствии со статьей 11.17 КоАП РФ «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна влечет наложение административного штрафа в размере
«Аэрофлот» первым из отечественных авиаперевозчиков решил создать информационную базу данных об авиахулиганах. Насколько лет в специальный список заносят тех, кто в полете своим поведением создал угрозу для пассажиров или помешал продолжению рейса. Вот только никаких последствий для хулиганов попадание в черный список не несет.
— Действительно, у нас есть условный черный список, в котором числится 1821 человек, — сообщила нам заместитель директора департамента общественных связей «Аэрофлота» Ирина Данненберг. — Но дальше по закону мы ничего сделать не можем. Хотя совершенно понятно, что самый действенный способ борьбы с хулиганами — это закрыть им доступ на борт. «Аэрофлот» давно выступает за легализацию черных списков, но, к сожалению, мы здесь не ощущаем поддержки. Хотя международный опыт такого рода имеется.
Действительно, на иностранных бортах, которыми и наши граждане летают в дальние страны, последствия для буйных пассажиров бывают весьма суровыми. В Соединенных Штатах, например, штрафы за подобные нарушения исчисляются десятками тысяч долларов, а в некоторых случаях это может стать поводом для судебного разбирательства и заведения уголовного дела. А родоначальники футбола применяют спортивные правила, давая возможность оступившемуся однажды сделать выводы и исправиться. British Airways стала первой авиакомпанией, которая ввела систему желтых карточек. Как и на футбольном поле, они служат последним предупреждением, и в случае повторного нарушения следует предъявление красной карточки.
Хотя имеется и другой опыт. В мае 2010 года пятеро жителей Красноярска устроили пьяный дебош с дракой на борту нашего самолета, следовавшего чартерным рейсом из Бангкока в Красноярск. До России лайнер не долетел: командир воздушного судна принял решение совершить вынужденную посадку в городе Санья в Китае. После приземления поднявшиеся на борт представители китайской полиции без разговоров надели на всех пятерых наручники и отправили за решетку.
Если бы наши полицейские не давали спуску дебоширам на земле, то пассажирам в самолетах и без черных списков леталось спокойнее.