Главная Культура 17:42 05 Декабря 2019 1995
«Язык как море: его не заставишь утихнуть»

Андрей Геласимов объяснил, почему написал роман о русском рэпе

Арина Стулова
Как признался Андрей Геласимов, сам он рэпом не очень интересовался, пока не оказался на концерте Василия Вакуленко, известного как Баста. Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

Лауреат премии «Национальный бестселлер», автор романов «Жажда», «Степные боги», «Холод» и «Роза ветров» Андрей Геласимов объявлен автором «Тотального диктанта -2020», а на выставке «Нон-фикшн», открывшейся 5 декабря в Гостином дворе, стартуют презентации его нового романа «Чистый кайф». О вечной ценности любви, рэпе как крике боли обездоленных в обществе потребления, птичьем языке бизнесменов и айтишников и гангстерской романтике писатель рассказал «Труду».

– Вы написали роман о русском рэпе. Давно им интересуетесь? Как расцениваете это явление, кто его герои?

– Рэпом увлекаются мои дети, я не очень интересовался, пока однажды не оказался на концерте Василия Вакуленко (больше известного под сценическим именем Баста. – «Труд»). И был поражен искренностью интонации, ясностью высказывания, ну и количеством людей, которые разделяют эти ценности. Захотелось понять, как эта агрессивная культура чернокожих американских гангстеров оказалась переосмыслена в России, как сформировалось поколение рэперов – через развал СССР, хаос девяностых, индивидуалистические ценности нулевых.

Ведь эта история – не только о стихах или музыке, но и о том, что происходило с нашим народом, страной.

– Рэп формировался из протестных настроений?

– Точнее сказать, из кризисных. Выросло поколение обездоленных. Василий, а мы познакомились на съемках фильма Сергея Соловьева, рассказывал, как в детстве, под Новый год, писал письмо Деду Морозу с просьбой подарить сковороду жареной картошки с мясом... Когда семья бедствует, вокруг разруха, разгул криминала – происходит романтизация образа гангстера: он с пистолетом, на хорошей машине, у него много денег и он сильный. Так от романтических настроений русского рока мы пришли к идеологии общества потребления.

– Рэп не наследует русскому року?

– Конечно, нет. И я написал об этом в романе. Разница громадная, идеологическая. Русский рок – это «мы вместе», «перемен требуют наши сердца». А рэп – это «моя игра», у Басты даже есть трек с таким названием. Возведение в абсолют идеи индивидуализма: ты можешь добиться успеха, но сам. Это поколение success, а рокеры, мне кажется, не заботились об успехе, Виктор Цой не интересовался, как продаются его альбомы. Противостояние и физические формы находило: рокеры дрались с рэперами, писали на стенах «рэп – кал». Но это все осталось в девяностых, сейчас и рэп – в большей мере индустрия, шоу-бизнес. В общем, мы пришли к нормальному обществу потребления.

– А разве это хорошо? Обычно сетуют: потребление вытесняет духовные ценности.

– Не думаю. Оболочка разная, а ценности в любые времена одни, ничто их не может поколебать, и главная ценность – это любовь. Человек ищет любви, и поэтому в заглавие вынесены слова из трека Василия: «Ты рядом со мной, и это чистый кайф».

– В будущем году вы станете автором Тотального диктанта. Обычно говорят о крайней актуальности этой акции, учитывая, что грамотность теряется, лексика обедняется. Об этом напомнил и недавний скандал вокруг высказывания профессора ВШЭ Гасана Гусейнова, который в своем фейсбуке назвал используемый в разговорной речи язык «убогим и клоачным». Согласны, что происходит деградация?

– Не согласен. Глупо было бы нам сейчас разговаривать по правилам великосветских салонов XIX века, потому что времена меняются и космонавтика сейчас не в том состоянии, в котором она была при Константине Эдуардовиче Циолковском, герое моих написанных для Тотального диктанта очерков. Все гораздо точнее, конкретнее, и полеты космических кораблей высчитаны уже не в мечтаниях, а это влияет и на язык — вот что я бы ответил профессору Гусейнову. А в бытовой плоскости, думаю, и в пушкинские времена говорили не очень красиво. У меня нет ощущения, что язык деградирует.

– А как же обилие жаргонизмов, ненормативной лексики? Молодежь вставляет ее уже в качестве междометий и заменяет таким образом половину подлежащих, да и сказуемых тоже. Похоже, не из хулиганства – просто не могут быстро подобрать нужные литературные выражения.

– Ненормативная лексика и сленг очень экспрессивны, это помогает быстро выразить эмоции. Такого, кстати, нет во многих других языках. Недавно прилетел из Болгарии. Они сами про себя сказали: у нас язык скучный, заштампованный, а у вас столько всего… Об этом же говорил мой американский коллега, филолог – он вообще считает, что русский язык по части сленга куда изобретательнее английского. Очень неожиданные неологизмы, смешные выражения, наполненные двойным, тройным смыслом, тогда как английский более функционален, стремится к тому, чтобы точно назвать предмет. Русский более многослоен, а ведь из этого, из игры смыслов, и возникает юмор. Нет, у молодежи, считаю, другая беда: они делают кучу орфографических ошибок и не знают, как расставить запятые. Но вот это как раз поправимо, акция «Тотальный диктант» к тому и призвана.

– Другая проблема: обилие профессиональных и прочих суржиков внутри языка. Народ использует жаргонизмы, спикер какого-нибудь продвинутого форума не обойдется без слов «инновация» и «оптимизация», представителей бизнеса и айтишников зачастую вообще не поймешь — они совсем на марсианском. Соединяет нас язык или уже разъединяет?

– Нормальная ситуация. Уверен, что люди, которые стоят у доменных печей, тоже как-то по особому называют заслонку, которую они выбивают, чтобы металл пошел. Слово у них для этого есть, нам с вами его знать необязательно. Я сталкивался с этой проблемой, когда писал «Розу ветров» – роман про адмирала Невельского. С одной стороны, понимал, что перегруженность морской терминологией оттолкнет дамскую аудиторию, потому что девочки вообще редко интересуются тем, что такое шканцы, где находится грот и зачем судну ватерлиния. С другой стороны – существует же историческая правда и род занятий моего героя… В общем, старался, чтобы из самого текста было понятно, что такое эти шканцы. Кстати, арго довольно часто переходит из узкоспециальной среды в широкую. Было забавно наблюдать, как три года назад тюремное слово «зашквар» употребляли вполне интеллигентные барышни. А теперь мы говорим: «Ты что-то попутал, дружище» – и многие уже забывают, что это выражение из той же среды пришло.

– Романтика больших дорог?

– Да, мир насилия, к сожалению, легко поддается романтизации. И, соответственно, это хорошо продается. Обычному человеку интересно заглянуть за грань своей обывательской мирной, тихой жизни, посмотреть на ребят со стволами, которые «решают вопросы». Наткнулся как-то на статью про пятнадцатилетних псковских школьников, стрелявших в полицейских, а потом покончивших с собой. Это произошло два года назад. Сначала подумал: надо же, современные Ромео и Джульетта, даже удивился, как это никто в СМИ их так не назвал. А потом понял – и спасибо, что не назвали. Иначе произошла бы романтизация, что в свое время американцы сделали с Бонни и Клайдом. Но такова уж их культура — все на продажу, мы, к счастью, не так циничны.

– С избыточными заимствованиями можно бороться?

– Бороться – да, можно, а вот победить – вряд ли. В начале XIX века адмирал Александр Шишков, президент литературной Академии, большой ревнитель русского языка, составил целый список слов, которые требовалось убрать. Там значилась, например, «катастрофа». Зачем, говорил он, таковая, хватит с нас «несчастья», «беды». А встреть я сегодня адмирала Шишкова, сказал бы ему: ну, дружище, ты боролся-боролся, а в итоге все равно оно тебя победило. Мы не можем справиться с ураганом, не можем сказать штормящему морю: «Утихни». Вернее, сказать-то можем, вот только оно не послушается… Зато у нас есть все поводы говорить о феномене брюзжания как постоянной реакции на нововведения. Он – такая же константа, как и перемены в языке.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5569
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5227
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...