7 октября в Государственном Кремлевском дворце в третий раз состоится уникальный балетный вечер «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века». Программа представит зрителям настоящую мировую сборную по балету — и современному и классическому. Свое участие подтвердили артисты знаменитых трупп Джона Ноймайера (Гамбург) и Жана-Кристофа Майо (Монте-Карло). Афишу вечера украшают имена звездных балерин Люсии Лакарр и Алины Кожокару. Генеральный продюсер проекта Владислав Москалев рассказал «Труду» о подробностях события.
— Лучшие из лучших в мировом балете — это, на ваш взгляд, сегодня кто?
— Люсия Лакарра и Алина Кожокару.
— Почему именно они?
— Это легко объяснить. Эти примы-балерины сейчас — среди лидеров мирового балета. Каждая из них — высокий профессионал, харизматик, имеет свою неповторимую палитру артистических красок, свой танцевальный почерк, востребована по всему миру и имеет высокую оценку в рейтинге критики и публики.
Их отличает непрерывный путь к новизне, одержимость танцем. Свидетельством тому — новые роли и премьеры. Алина Кожокару, представляя лондонский Королевский балет, участвовала в балете «Лилиом», недавней премьере Джона Ноймайера, который пригласил ее для этого в Гамбург. За эту партию она была удостоена премии «Бенуа де ла данс-2012». Сейчас она танцует в Американском театре балета в Нью-Йорке как приглашенная звезда. А Люсии Лакарра осенью будет вручена в Германии награда за выдающиеся заслуги в балете.
— Что будет исполнено?
— Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского в хореографии Льва Иванова, дуэт из балета «Лилиом» Леграна в хореографии Джона Ноймайера, дуэт из 2-го действия «Дамы с камелиями» Ноймайера на музыку Шопена — это только если говорить о репертуаре названных звезд. В концерте же выступит и много других артистов.
— И все-таки, каковы, на ваш взгляд, объективные, общепринятые, понятные всем критерии оценки балерин?
— Давайте я назову вам критерии, по которым сам их оцениваю (и, уверен, не только я). А вы для себя решите, понятны и объективны ли они. Итак, лучшие из лучших должны обладать яркой индивидуальностью, являться примами-балеринами ведущих балетных трупп мира и получать приглашения от других ведущих балетных театров по всему миру для участия в спектаклях по контракту, иметь большой и разнообразный репертуар (классический и современный), участвовать в премьерных спектаклях и иметь дебюты, получать высокую оценку признанных балетных критиков. Все это предполагает высочайший технический уровень, который позволяет балерине танцевать любую, в том числе самую сложную хореографию, не переделывая ее под себя. Необходимо на 100 процентов артистически «попадать» в замысел и стиль хореографа (это тот случай, когда не нужно переписывать Пушкина), притом быть абсолютно музыкальной. Поймите меня правильно: в поднятии ног в балете на six o’clock или в пируэтах должны быть и артистичность, и смысл. Балерина должна понимать, что означает каждое движение в той роли, которую она исполняет. Балерина должна быть умной.
К сожалению, не все понимают, что, например, в «Кармен-сюите» красота ног — не самое главное. И если балерина танцует так, что зритель обращает внимание только на ее ноги, то это уже не искусство, а просто демонстрация физических данных. А ведь это очень важно — танцевать так, чтобы твой танец имел отношение к искусству, а не к балетному классу.