Главная Культура 21:33 05 Июня 2016 4182
Александр Молочников: Ну какой же я Пушкин без бакенбардов?

Исполнитель ролей жулика и «пушкинского» актера рассказал «Труду» о своем отношении к неоднозначному сериалу, идущему на СТС

Анна Чепурнова

У премьеры фильма «Пушкин» на СТС есть уточняющий слоган: «Сериал про совсем другого человека». Видимо, чтобы зритель случайно не спутал героя, предстающего сразу в двух обличьях. Главный персонаж в картине — вор-карманник, которому волей случая приходится заменить на съемках актера, играющего Пушкина. Такое раздвоение личности уже вызвало у зрителей разноречивые чувства. Одни симпатизируют бойкому пройдохе, другие считают гротескный образ чуть ли не оскорблением памяти поэта, тем более накануне очередного дня рождения Александра Сергеевича. А что думает на этот счет сам исполнитель обеих ролей — жулика и «пушкинского» актера?

Про Александра Молочникова можно смело сказать: молодой да ранний! К своим 24 годам он не только актер МХТ имени Чехова, но и режиссер, сочинивший и поставивший на Малой сцене родного театра два спектакля: «19.14» о Первой мировой войне (эта постановка вошла в лонг-лист премии «Золотая маска» сезона 2014/2015) и «Бунтари» — о народовольцах и рок-культуре 1980-х. Такие вот экскурсы в историю...

— Александр, еще не так давно вы говорили, что, регулярно получая приглашения в сериалы, отказываетесь от них. Почему же для «Пушкина» на СТС сделали исключение?

— Мне очень понравился сюжетный ход, когда вор и артист меняются местами. Две роли в одной — это интересно. К тому же после выпуска «Бунтарей», над которыми я работал почти год, хотелось немного расслабиться на съемках. Предполагал, это будет что-то вроде двухмесячного отпуска. И, конечно же, ошибся. Мы снимали по восемь сцен в день. Сериальное производство оказалось не совсем таким, каким я его себе представлял.

— Плакаты с вашим изображением заполонили Москву. Это как-то повлияло на вашу жизнь?

— Нет, потому что на постерах я с бакенбардами, а без них меня никто не узнает. Ну и в самом деле, какой же я Пушкин без бакенбардов? Да и с ними... Мне-то самому кажется, что с этими баками я больше похож на еврейского скрипача из какого-нибудь кабачка.

— В «Пушкине» вы играете сразу двух персонажей: актера и вора. Можно ли сказать, что кто-то из них ближе вам по характеру?

— Да они оба от меня далеки. Общее только то, что все мы выросли в Петербурге. А остальное... Персонаж-вор — сирота с дворовым прошлым, а я из интеллигентной семьи, во двор выходил, только чтобы поиграть с девочками в пятнашки. Так уж получилось, что мальчишки моего возраста по соседству не проживали. Другой мой персонаж — актер со звездной болезнью. Тоже мало общего со мной. С подобными людьми мне доводилось в жизни встречаться, но сам я пока, надеюсь, манией величия не страдаю.

— А в роли самого Александра Сергеевича вам бы не хотелось попробовать себя?

— Наверное, это было бы очень интересно, но все-таки сериал, снимающийся в темпе восемь сцен в день, не самый подходящий для такой задачи формат. Да и созреть надо для такой роли.

— Среди упреков в адрес сериала есть и такой: вряд ли кто из зрителей после просмотра потянется к томику Пушкина. А без этого получается использование имени великого поэта всуе...

— Гарантировать, что все телезрители сразу начнут зачитываться «Евгением Онегиным», я, конечно, не могу, но почему бы и нет? Ведь с моим героем-вором в фильме происходит метаморфоза: постепенно он начинает понимать и любить поэта, образ которого ему по воле случая выпало воплотить. Такое и в жизни бывает, когда увлечение чем-то хорошим берется не из назиданий, а будто из воздуха, почти ниоткуда.

— А вы сами-то перечитываете пушкинские произведения после обязательной школьной программы?

— Представьте себе: читал и буду перечитывать. Потому что поэзия и проза Пушкина каждому возрасту открывается по-разному, и даже я успел это почувствовать.

Да и потом, сама эта фигура удивительна в нашей истории. Светилом русской литературы стал потомок африканца, хулиган и нарушитель нравов, не какой-нибудь прилизанный отличник. По-моему, народу, в особенности молодому, это близко.

— У вас есть любимые пушкинские места?

— Когда я жил в Петербурге, то часто зависал на Черной речке, потому что там живет мой друг. Кстати, вырос я на Мойке, дом 110. А знаменитая квартира Пушкина на той же набережной, только ближе к центру. Так что, можно сказать, мы с ним с одной речки.

— Пушкина в образе нарушителя установившегося порядка можно увидеть в ваших «Бунтарях»... Как вообще у вас хватило смелости предложить постановку спектакля на сцене МХТ? Это от молодого нахальства?

— Если представить создание спектакля двумя кадрами, получается так: сначала ты сидишь за столом с горящими глазами, что-то царапаешь на бумаге, а потом вдруг вокруг тебя возникают 20 человек, чьи глаза тоже горят, они знают назубок твой текст, и он им нравится. Но между этими кадрами — ад кромешный. Бывает, на репетициях вообще забываешь о времени: они занимают 12 часов в день, а остальное время спектакль крутится у тебя в голове, не отпуская ни на минуту. Так что здесь и помимо нахальства присутствуют состояния...

— Как получилось, что в первом из поставленных вами в МХТ спектаклей, «19.14», автором зонгов стал Дмитрий Быков?

— Мы долго думали, кто мог бы их написать, и в конце концов кому-то из руководства театра пришла идея обратиться к Быкову. И Дмитрий быстро согласился, поскольку к тому времени уже имел опыт сотрудничества с МХТ. И потом, ему понравился синопсис спектакля — он и сам писал о войнах и революциях, работал в жанре политического кабаре.

— Вы тоже учились в лицее, только в Аничковом, где дают фундаментальное физико-математическое образование. Насколько вам близко понятие лицейского братства?

— К понятию «братство» вообще-то отношусь с опаской, сторонюсь пафосных слов. Но класс у нас в лицее был отличный. Мы умудрялись так куролесить, что до сих пор учителя помнят. Например, в зале, устроенном в виде амфитеатра, можно было залезть под пол. И вот на уроках геометрии, тригонометрии или математического анализа откуда-то снизу раздавалось странное гудение, причем «гуделись» тексты математической тематики. Так поддерживалась легенда о духах великих математиков, обитающих в стенах лицея. Впрочем, в нашем заведении были либеральные взгляды, и преподаватели на наши шалости реагировали достаточно спокойно.

— Вы сами смотрите «Пушкина» по телевизору?

— Я уже лет восемь обхожусь без телевизора, на него просто нет времени. А что касается «Пушкина», то первые его серии я видел в кинотеатре на премьере, а остальные, думаю, посмотрю в интернете.

— Извините за банальный вопрос, но куда ж без него... Итак, над чем вы сейчас работаете?

— Пишу сценарий фильма «Москва. Мюзикл», который сам собираюсь снимать.

— Почему сюжет о Москве, а не о городе на Неве, где вы провели большую часть жизни? И вообще, кем себя считаете, москвичом или петербуржцем?

— Ни тем ни другим. Когда мне задают этот вопрос, обычно говорю, что я из Бологого, которое, как известно, «где-то между Ленинградом и Москвой». Но так получилось, что последние восемь лет я живу в Москве, поэтому и сценарий пишу об этом городе. Фильм будет о нынешнем высшем свете, а Москва — это и есть властный и светский олимп. Со всем его блеском и мишурной изнанкой.

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5948
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5670
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...