Самолеты авиакомпании Red Wings больше не летают: Росавиация со вчерашнего дня приостановила действие лицензии эксплуатанта авиаперевозчика. Пассажирам рекомендовано сдавать билеты или воспользоваться услугами «Аэро-флота», «ВИМ-авиа» и «Уральских авиалиний», которые заявили о готовности заполнить освободившиеся маршруты. А вот использовать летный парк из девяти Ту-204 пока желающих нет, и это может больно ударить по производителям отечественного дальнемагистрального лайнера.
В Росавиации отметили, что внеплановая проверка, начатая после декабрьской катастрофы Ту-204 во Внуково, выявила многочисленные нарушения в работе авиакомпании Александра Лебедева. В частности, есть претензии по подготовке пилотов, организации летной работы и техническому обслуживанию самолетов. В штате авиаперевозчика не было даже летного директора, что вообще является нонсенсом.
В лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которой принадлежат эксплуатируемые Ту-204, еще надеются, что перевозчик в короткие сроки устранит замечания и восстановит сертификат эксплуатанта.
Но наши эксперты на дальнейшую судьбу авиакомпании смотрят пессимистично и предрекают самолетам Red Wings судьбу нескольких таких же машин, уже ржавеющих во Внуково под открытым небом. Вопрос в том, почему глаза на недостатки открылись только после катастрофы? Ведь Росавиация провела 11 проверок, причем последнюю буквально накануне инцидента.
Впрочем, заявление Лебедева о том, что «4 февраля станет днем «эйрбасов» и «боингов», выглядит преждевременным. По крайней мере о запрещении полетов Ту-204 речи нет. Наоборот, сразу после катастрофы была выпущена директива, подписанная в том числе руководителями туполевской фирмы, об отрегулировании системы, которая могла привести к катастрофе. Причем с подробным техническим описанием, что и как именно надо сделать. Представители Росавиации буквально на всех машинах проверяли выполнение директивы, и только после этого персонально каждому самолету давали разрешение на вылет. Сегодня Ту-204 есть у «Трансаэро», «Владивосток Авиа» и даже у специального правительственного авиаотряда «Россия». Они включали отечественные машины в свой авиапарк в том числе потому, что в ответ получали таможенные льготы на приобретение иностранных самолетов. Все происходящее вокруг злосчастной авиакомпании, по мнению председателя наблюдательного совета Института регионального развития Юрия Крупнова, лишний раз подчеркивает ситуацию хаотичности, несистемности действий авиационных властей.
— Теперь у Лебедева голова будет болеть за то, куда пристроить самолеты, — прокомментировал ситуацию известный эксперт по авиализингу Вадим Олейник. — Ведь и авиакомпания российская, и самолеты — наши. Стоило ли рубить сплеча? Думаю, многие рассчитывали, что какие-то отечественные машины у нас будут летать. Напомню, что программу Ту-204 хотели закрыть еще три года назад, и спасла ее только крупная заявка Red Wings. Теперь, получается, спасать некому.
Да, самым крупным эксплуатантом этой машины числилась Red Wings. В том числе потому, что Александр Лебедев как совладелец лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» был крайне заинтересован в наращивании их производства. Стоимость одной машины сегодня — 50 млн долларов, но при переводе выпуска самолетов в серию были планы снизить их стоимость в полтора раза. За