Главная Культура 17:09 04 Августа 2021 3372
Борис Эйфман сделал Моцарта третьим лишним

Впечатления от спектакля о Мольере в программе фестиваля «Черешневый лес»

Сергей Бирюков
Жизнь Мольера представлена в спектакле вереницей из многих десятков эпизодов. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Черешневый лес»

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», в этом году отмечающий свое 20-летие, достиг кульминации: на Исторической сцене Большого театра прошли гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. Знаменитая петербургская труппа показала, помимо традиционного гала-концерта, две работы – «Анну Каренину» из своего давнего классического фонда и совсем свежую (правда, выросшую из спектакля 2001 года) премьеру апреля 2021-го «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Насколько излишне говорить здесь о первой из них, многократно подробно описанной, настолько интересно рассказать о второй, никому, кроме петербургской публики, до последнего времени не известной.

Воссоздание в хореографической драме образов великих людей искусства – композитора Чайковского, балерины Спесивцевой и др. – один из лейтмотивов в творчестве Эйфмана. В этом плане обращение к фигуре величайшего драматурга и актера (а представитель этой профессии в XVII веке не мог не быть и танцовщиком) выглядит совершенно естественно. Тем более что жизнь господина Мольера по головокружительности взлетов и падений, по неоднозначности отношений с властью и по запутанности любовных интриг-перевертышей даст фору любой авантюрной биографии.

Чего стоит одна только «глава», связанная с пьесой «Дон Жуан, или Каменный пир». Эйфман обыграл здесь любвеобильность самого Мольера (а могло быть иначе у вожака труппы, изначально бродячей?) и обвинения его в донжуанстве со стороны современников, но перенес интригу в плоскость психоанализа: его Мольер сублимирует свои комплексы в образе великого соблазнителя и даже сам в собственных кошмарах в него превращается.

Но мы сильно забежали вперед, да и спектакль Эйфмана в целом показался далеко не столь метафоричным, как заход с Дон Жуаном. В основном нам предъявили конспект биографии героя, как бы вспоминаемой им на закате дней. И тут надо, с одной стороны, похвалить Бориса Яковлевича за максимальную дотошность, с какой только можно было утрамбовать великое множество эпизодов этой биографии в достаточно компактные рамки спектакля: за два действия по 45 минут рецензент насчитал не меньше трех десятков мизансцен, часто отбиваемых друг от друга сценическим занавесом и полным затемнением. С другой стороны – не помешала ли эта описательность и сюитность передать, в чем же именно глобальный смысл мольеровской жизни, почему мы должны воспринимать показываемое не просто как головокружительную вереницу приключений некоего авантюриста, но как путь великого художника в его фанатичном стремлении к правде?

Во многом, догадываюсь, это связано с тем, что пластический язык, которым говорит с нами эйфмановский Мольер, мало выделяется среди «речи» других персонажей – например, Командора, или того же Дон Жуана, или всевозможных любовников его юной жены Арманды, чья пластика, в свою очередь, почти сливается с таковой у ее матери Мадлены: все они в меру экспрессивны, эксцентричны, а в любовные моменты не лишены романтичности. Да, в отличие от остальных, Мольер показан и стариком, отчаянно строчащим свои пьесы – но ведь и этот жест, положа руку на сердце, такой штамп, такой образец банальной иллюстративности, уж не говоря о том что никаким трясущимся стариком драматург не был, а скончался в 51 год от физической и моральной перегрузки, усугубленной болезнью, не доиграв роль в одной из самых смешных своих комедий «Мнимый больной».

Отдельный шок довелось испытать от музыкального ряда постановки, который, как это и прежде порой отмечалось в отзывах на эйфмановские работы, тоже основан на иллюстративном принципе. Я бы еще понял, если бы Борис Яковлевич ограничился сопоставлением «двух музык» - романтического и «приключенческого» Берлиоза, у которого действительно можно найти немало страниц в духе фантастической мольеровской жизни, и чопорного Люлли, в своих паванах и гальярдах передавшего пафосную атмосферу двора Людовика XIV. Но когда в этот диалог вторгается Моцарт – например, в трио героя с Мадленой и Армандой, да еще и с одной из ярчайших своих лирико-трагических тем (из 21 концерта, известной всему миру в десятках обработок вплоть до джазовых и роковых), это полностью разрушает музыкальное единство. Тут и цитата из «Дон Жуана», вроде бы «подшитая» к сюжету, работает против Эйфмана: автор великих симфоний, концертов или, допустим, потрясающей Траурной масонской музыки с безапелляционностью гения выбивает из головы (по крайней мере моей) все остальное.

Сказанное не отменяет моих комплиментов сценографу и автору костюмов Вячеславу Окуневу, особенно за придуманный им пестрый и загадочный задник из десятков театральных платьев (символ поярче многих хореографических изысков), Глебу Фильштинскому и самому Эйфману за световые эффекты, особенно в сцене проваливания в ад. А главное – моего восхищения труппой, работающей как единый организм и в то же время состоящей из звезд уровня Олега Габышева (Мольер), Марии Абашовой (Мадлена), Любови Андреевой (Арманда), Сергея Волобуева (Дон Жуан)… И даже совсем юным воспитанникам Академии танца Бориса Эйфмана нашлось чем блеснуть в постановке (Есения Анушенкова в партии Арманды в детстве).

У фестиваля «Черешневый лес» в этом году юбилей – 20-летие. Фото автора

Последнее вновь заставляет меня сменить интонацию и вернуться от критики к восхищению. Гастроли, сами по себе героичные в наше нелегкое время (снова поклон в сторону «Черешневого леса»), напомнили о том, какой крупной и влиятельной фигурой балетного мира является Борис Эйфман, создавший и на протяжении многих десятилетий развивающий не только свой театр, но и настоящий танцевальный университет, в который выросла его Академия. Прекрасный этап – ни в коем случае не итог, – с которым подошел Борис Яковлевич к своему недавно справленному 75-летию.

P.S. Посмотрел в программе традиционного летнего фестиваля ВДНХ «Вдохновение» записи работ хореографа, режиссера, художника Джона Ноймайера, и вот они – «Орфей и Эвридика» Глюка в Чикагской лирической опере, а особенно «Бетховен-проект» в Гамбургской государственной опере засвидетельствовали, как сложнейший, масштабнейший спектакль может быть четко выстроен и драматургически отточен. А ведь задача – та же самая: создать образ великого творца. Но – никакой внешней описательности, биографические подробности вроде роковой глухоты лишь редкими вкраплениями структурируют действие, вся суть которого – показать внутреннее созревание личности, в первую очередь такого глобального ее качества, как несгибаемость на пути к творческой цели. Этой логике подчинены и хореография, и музыкальный ряд, демонстрирующий, как Бетховен в долгом поиске, от сочинения к сочинению оттачивал по сути одну идею, полно выразив ее в одном из главных своих произведений – симфонии Eroica. И уж конечно вы не спутаете Бетховена как персонажа (кстати, внешне испанский танцовщик Алеш Мартинес демонстративно не похож на неистового Людвига – миниатюрен, коротко стрижен и фриковат, но искрит бетховенской страстью к поиску и преодолению) с аполлонообразным Идеалом (Эдвин Ревазов) и тем более карикатурным племянником Карлом (Борха Бермудес). Совершенно различны меж собой Мать Бетховена (Патриция Фриза) и Бессмертная возлюбленная (Анна Лаудере)… Уж не говорю, что все это – не под фонограмму, как у Эйфмана, а в содружестве с живым Немецким радиофилармоническим оркестром во главе с Саймоном Хьюеттом, работающим не «под ноги» танцовщикам, а творящим музыку.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9364
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7061
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?