Главная Культура 11:18 03 Октября 2022 3326
Шостакович заглянул в осень 2022-го

Госоркестр Татарстана отметил день рождения композитора его пророческими сочинениями

Сергей Бирюков
Павел Милюков, Александр Сладковский и ГАСО РТ после исполнения Первого скрипичного концерта Шостаковича. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Верный традиции отмечать день рождения Шостаковича программой его музыки, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского продолжил ее и в этом году. Но не на своей родной сцене Большого концертного зала имени Сайдашева в Казани, в котором несколько лет назад записал антологию симфонических сочинений мастера, а в московском концертном зале имени Чайковского. Где он, впрочем, тоже частый желанный гость и даже герой собственного абонемента (№17), который этим выступлением и открыл.

На этот раз маэстро Сладковский выбрал партитуры с контрастной судьбой, но подтверждающие: творчество крупного художника представляет собой единое целое в смысле идей и тем, даже если речь о сочинениях весьма различных жанров.

Прозвучавший в первом отделении Первый скрипичный концерт писался в один из труднейших периодов жизни Шостаковича: параллельно тому, как в кабинете композитора зрела партитура, в идеологическом руководстве страны «зрело» постановление «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели», открывшее в феврале 1948 года новый виток травли наиболее ярких советских композиторов, обвиненных партией в «формализме». На исполнение главных работ Шостаковича был наложен запрет, и премьера Концерта в исполнении Давида Ойстраха (которому посвящено произведение) и оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского состоялась только в 1955 году.

Разумеется, Концерт с его тревожно-раздумчивой первой частью, гротескной второй, трагически сосредоточенной третьей и жестко-моторной финальной частями никак не вписывался в партийную концепцию «реалистической музыки», которая, согласно тому постановлению, должна была отражать энтузиазм советских людей, строящих коммунизм. Хотя, слушая это произведение, как не заметить, сколько надежды на свет, пробивающийся сквозь серые облака жизни, согревает скрипичную партию и осторожно отвечающие ей голоса оркестра в начале партитуры. Или – сколь полнокровны образы скерцо и финала, а под некоторые темы и на месте трудно усидеть, столько в них плясовой, истинно народной энергии. И, конечно, надо иметь поистине глухую душу, чтобы не расслышать скрытую боль в отчаянном веселье быстрых частей и тем более открытую – в скорбной полифонии Пассакальи… Все это множество эмоциональных и тематических граней великолепно передал ансамбль оркестра и солиста Павла Милюкова – музыканта, чья игра сочетает живую импульсивность с величайшей степенью надежности. Даже такое ЧП, как обрыв струны на его скрипке в самый напряженный момент каденции на подходе к виртуозному финалу, ни на секунду не прервал ток музыки. Публика лишь заметила небольшое кратковременное «потемнение» тембра: все же инструмент концертмейстера первых скрипок, который та мгновенно дала солисту взамен, пусть и качественен, но не столь уникален, как «Гварнери экс-Сигети» Милюкова. Однако мастерство Павла таково, что уже через несколько тактов и эта скрипка зафонтанировала мощной звуковой энергией. Хотя, как признался мне потом виртуоз, пришлось непросто: инструмент казанской скрипачки, подобранный, понятно, по ее руке, заметно меньше по размеру – другая сила звука, другие растяжки пальцев…

В отличие от Скрипичного концерта, 12-я симфония была обласкана вниманием советского руководства еще до своего появления: все-таки и авторитет Шостаковича к тому моменту вырос до степени, надежно защищавшей от нападок, и тему композитор заявил такую, что грела сердца партийных бонз – «1917-й год». Премьеру симфонии готовили как общественное событие национального значения и сыграли одновременно в октябре 1961 года в Ленинграде и Куйбышеве под управлением Евгения Мравинского и Абрама Стасевича, а затем трижды в Москве под управлением Константина Иванова. Однако потом (тут – снова отличие от Концерта) ее исполняли довольно редко – в шостаковичевские хиты она так и не попала. Что отчасти понятно: если, например, в предыдущей 11-й симфонии «1905-й год» композитор сделал акцент на трагической стороне событий, тем самым подтвердив свой статус бескомпромиссного гуманиста, в котором его ценила публика нашей и многих других стран, то в 12-й он заметно ближе подошел к официозной трактовке революционной темы. Сравним только названия: «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат» (11-я) – и «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества» (12-я). И правда, некоторые страницы симфонии (например, в финале) ну очень уж благостны, по-советски буколичны – словно композитор и спустя 13 лет после рокового постановления не вполне стряхнул с себя его гипноз. И все-таки на большем своем протяжении симфония вряд ли уступит искренностью и выразительной силой многим другим партитурам Шостаковича. Тот же «Революционный Петроград» – разве не реминисценция это знаменитого скерцо из 10-й симфонии, где, безусловно, тоже создан образ революции, только гораздо более жесткий и обжигающий? А Ильичевы думы в Разливе, переданные тревожной, упорно пробивающейся вперед струнной линией на фоне мрачных реплик тромбона и совершенно вагнеровского квартета валторн (любовь к Вагнеру у Шостаковича – видимо, еще детская, возможно, идущая от впечатлений Мариинского театра) – нет в ней ничего от прихотливо вьющейся сольной партии Скрипичного концерта? А беспокойные триоли струнного пиццикато на переходе к финалу – не «засурдиненная» ли канонада литавр из «Дворцовой площади», отозвавшаяся эхом и в этой, вроде бы гораздо более оптимистичной партитуре? Наконец, две основные темы первой части и всей симфонии с их народной песенностью – не прекрасны ли они сами по себе, как образцы композиторской работы высочайшего качества? Особенно когда весь этот великолепный музыкальный материал (включая вишенку на торте – лихо «оторванный» на бис Танец ломового из балета «Болт») оживает в передаче таких мастеров, как оркестранты Сладковского…

Но скажу больше: и Концерт, и даже Симфония нынче, осенью 2022 года, прозвучали невероятно актуально. Ведь так много в сегодняшней жизни и тревоги, и гротескных гримас… И пафоса – истинного и наносного. Настолько много, что перенесись в наше время Шостакович, он был бы, наверное, поражен параллелям. И, догадываюсь, нашел бы для своей трагической музы новые источники вдохновения.

Тем временем, отдав дань величайшему симфонисту ХХ века, казанцы готовятся исполнить сочинения того, кем заложены сами основы мировой симфонической культуры – уже в ближайшие дни их «Бетховен-тур» охватит Казань, Петербург и Москву. А затем – традиционные для ГАСО РТ фестивали «Денис Мацуев у друзей», Concordia (музыка ХХ и XXI столетий от Малера до Губайдулиной), смотр татарской музыки имени Назиба Жиганова, органный фестиваль, дирижерский праздник «Рахлинские сезоны», фестиваль «Белая сирень» с участием победителей недавнего конкурса имени Рахманинова… Из гастрольных маршрутов упомянем новогоднее выступление на одной из самых статусных площадок страны – в сочинском молодежном творческом центре «Сириус». И, конечно, не раз еще вернется оркестр в Москву, на концерты того самого 17-го абонемента. Так, 1 февраля он вместе со столичными «Мастерами хорового пения» (руководитель Лев Конторович) и певицами Анной Аглатовой и Агундой Кулаевой представит 2-ю симфонию одного из своих «фирменных» композиторов – Густава Малера. А 28 марта соединит в одной программе симфонические шедевры двух великих русских композиторов, чьи полуторавековые юбилеи празднуются в 2022-2023 годах – Скрябина и Рахманинова.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?