
До полной победы над пандемией далеко, но музыкальное сообщество планеты сделало к ней важный шаг – юбилейный Зальцбургский фестиваль, в этом году празднующий свое столетие, пусть в урезанном формате, но открылся 1 августа живым премьерным исполнением «Электры» Рихарда Штрауса. Публика всего мира могла наблюдать за событием по телеканалам «Меццо» и «Арте концерт», а также благодаря прямой трансляции во многие кинотеатры, в том числе российские.
Разве фестиваль может быть шагом к победе над коронавирусом, спросит скептичный читатель. Отвечу – может, если организован разумно, дает артистам работу, а публике – радость общения с любимым искусством.
В Зальцбурге, я уверен, поступили разумно. Конечно, с эпидемической точки зрения было бы проще не делать ничего, но ведь это означало бы колоссальное моральное поражение. Не говоря о потере многомиллионной прибыли.
Разумеется, пришлось пойти на жертвы. Полностью отменился Троиций фестиваль – своего рода преамбула большого праздника, обычно случающаяся на рубеже весны и лета. На самом этом празднике не состоялось большинство намеченных оперных премьер – среди самых серьезных потерь постановка «Бориса Годунова» в режиссуре Кристофа Лоя и под музыкальным руководством Мариса Янсонса. Ей не повезло с самого начала – первый удар нанесла внезапная кончина замечательного российского маэстро в конце прошлого года. Дирижерскую часть был готов взять на себя выдающийся австрийский мастер Франц Вельзер-Мёст, но тут случилась пандемия… Впрочем, кое-кто из наших участников той постановки все-таки выступает в Зальцбурге. Имею в виду звездного тенора Богдана Волкова, который должен был петь Юродивого, а в итоге поет главную теноровую партию в другом спектакле – «Так поступают все женщины» в постановке все того же Лоя.
Вообще русское участие в программах Зальцбурга, по прочной уже традиции, весьма серьезно. С сольными концертами выступят пианисты Григорий Соколов, Даниил Трифонов, Аркадий Володось. Евгений Кисин примет участие в программе Венского филармонического оркестра под управлением легендарного венесуэльца Густаво Дудамеля, а еще в этот вечер, кроме Первого концерта Листа в интерпретации Евгения, прозвучит музыка балета Стравинского «Жар-птица».
Нижегородцу по рождению, германцу по месту жительства Игорю Левиту вовсе доверено в восьми концертах исполнить все 32 фортепианные сонаты Бетховена. Огромная честь и ответственность, особенно в год 250-летия величайшего из композиторов австро-немецкого мира.
Не обойдется и без жительницы Вены Анны Нетребко, в дуэте со своим мужем тенором Юсифом Эйвазовым готовящей программу вокальной музыки Чайковского (у Петра Ильича ведь тоже юбилей, 180-летие). И публике вовсе не придется платить за это удовольствие сотни тысяч, как случалось на выступлениях Анны в России: 230 евро (около 20 тысяч рублей) – вот потолок цен, причем билеты вполне еще в наличии.
Окружение, в котором выступят наши в Зальцбурге, тоже весьма почтенно. Это певцы Соня Йончева, Чечилия Бартоли, Элина Гаранча, Матиас Гёрне, Хуан-Диего Флорес, пианисты Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф, Марта Аргерих, дирижеры Риккардо Мути, Кент Нагано, Андрис Нельсонс, Кристиан Тилеманн, тот же Баренбойм...
А завершится праздник мощным русско-немецким аккордом: в афише вечера оркестра Берлинской филармонии под руководством Кирилла Петренко с Даниилом Трифоновым в качестве солиста значится Третий концерт Бетховена.
Страсти между дочерью Электрой и матерью Клитемнестрой (Таня Ариана Баумгартнер, справа) в спектакле буквально искрят
Ну и несколько слов об «Электре». Наверное, было бы неправильно судить ее по критериям работ «мирного» времени. Да и сцена зала «Фельзенрайтшуле», бывшего конного манежа, ставит постановщиков в крайне сложные условия, требуя заполнить действием неглубокую, но невероятно широкую (наверное, с две сцены Большого театра) площадку. Режиссер Кшиштоф Варликовский постарался, как мог, сцементировать это пространство ездящей вправо-влево прозрачной комнатой главной антигероини Клитемнестры и вытянутым вширь бассейном с водой, в котором герои с разным успехом (в зависимости от степени их греховности) пытаются смыть с себя кровь. Но не это главный козырь постановки, а великолепный вокально-актерский состав, в котором выделились исполнительница партии той же Клитемнестры немка Таня Ариана Баумгартнер и две литовские певицы – прекрасно знакомая нашей публике Асмик Григорян (дочь армянского тенора Гегама Григоряна и литовской оперной звезды Ирены Милькявичюте) в роли Хризотемиды и Аушрине Стундите, ученица той же Милькявичюте, в заглавной партии. С такой буквально искрящей страстью командой дирижеру Францу Вельзер-Мёсту, думаю, было огромным наслаждением вести исполнение раскаленной до предельного эмоционального градуса музыки Рихарда Штрауса.
То, что Зальцбургский фестиваль открылся и мы могли это видеть, очень важно не только само по себе, но и как пример для наших руководителей культурного процесса. Десятки российских музыкальных и театральных коллективов тоже рвутся в бой, но их сдерживает жесткая опека Роспотребнадзора. С ней как-то удалось справиться разве что нашему «русскому Зальцбургу» – Клину, где день в день с австрийским собратом начали фестиваль Чайковского. Из театров пока героически бросил вызов ситуации только Мариинский, почти каждый день при загрузке зала не более 500 зрителей дающий концерты и спектакли. 7 августа концертом, ну конечно же, неутомимого Дениса Мацуева вместе с Российским национальным молодежным оркестром под управлением Валентина Урюпина осторожно начнет сезон Московская филармония. 11-го зовет на «Севильского цирюльника» Новая опера…
Узок их круг. Во всяком случае пока. Может, сделать ставку на акции под открытым небом, как, собственно, и поступили в Клину? Благо еще как минимум месяц тепла впереди. Двойная радость – от общения с музыкой и природой.