До старта Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро остался месяц, и пока перспективы нашей сборной выглядят удручающе. На днях завершилась серия квалификационных турниров в командных видах спорта, где россияне установили антирекорд по числу отобравшихся на Игры команд. Гораздо меньше атлетов, чем в прежние годы, Россия делегирует в Рио и во многих индивидуальных видах. И очевидно, что тут уже дело не в допинг-скандалах и дисквалификациях, а в явном регрессе российского спорта в целом. На сей тревожный факт наши спортивные руководители, крича на каждом углу об антироссийском заговоре, предпочитают закрывать глаза.
Поиграли и хватит?
Игровых командных видов спорта в нынешней олимпийской программе восемь: футбол, баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, гандбол, хоккей на траве, водное поло и регби-7. В каждом можно выставить по две команды — мужскую и женскую, итого получается 16. Увы, российские игровики будут представлены лишь в пяти турнирах — в женских гандболе и водном поло, в обоих волейбольных состязаниях, а также в мужском соревновании «пляжников». Столь низкого представительства на игровых площадках Россия не знала никогда! Для сравнения: в Лондоне-2012 нашу страну представляли восемь команд, в Пекине-2008 — девять (притом что регби-7 вошло в программу Игр только сейчас).
В хоккее на траве и футболе мы давно не блещем — хотя, помнится, советские футболисты брали золото в Мельбурне-1956 и Сеуле-1988, что сейчас выглядит просто былинами о прежних богатырях. Да и в гандболе с водным поло мы начали сдавать позиции не вчера, хотя еще в 2004-м и 2008-м нашими олимпийцами в этих дисциплинах были завоеваны медали. А вот стремительная деградация баскетбола просто шокирует. Обе наши сборные считались не только завсегдатаями олимпийских стартов, но и вечными претендентами на награды. На прошлых Играх в Лондоне мы заняли третье (мужчины) и четвертое (женщины) места. Про богатые традиции советского баскетбола (как тут не вспомнить золото Мюнхена-1972 и Сеула-1988) и говорить нечего. А что сейчас? Анархия в руководстве, скандалы при формировании команды, международная дисквалификация, скомканная подготовка и, как следствие, провал уже на старте прошлогодних чемпионатов Европы.
И даже в волейболе, нашей вотчине, мрак и темень. Мужчины, олимпийские чемпионы Лондона, в прошлом сезоне умудрились потерпеть 11 поражений в 12 матчах Мировой лиги, женщины не смогли попасть в двойку сильнейших на токийском Кубке мира. Удастся ли тем и другим вернуться в борьбу за медали в Рио? Надежды на чудо, а пока букмекеры ставят на наших соперников — бразильцев, китайцев, итальянцев. Русских среди претендентов нет.
Слов нет, командные виды спорта привлекают больше телезрителей, победы в этих турнирах престижны, поскольку дарят непередаваемые эмоции и сплачивают нацию. Но есть еще и так называемые медалеемкие индивидуальные виды программы, имеющие особое значение для командного зачета. И вот тут-то для нашей сборной ситуация близка к катастрофической.
И этот урожай соберут без нас
Легкоатлеты в XXI веке приносят в копилку сборной России наибольшее число наград — до 30% от общего количества. Однако в последние годы их выступления на больших турнирах выглядят на редкость неубедительно. Так, на прошлогоднем чемпионате мира в Пекине россияне завоевали лишь четыре медали из 141 разыгранной — худший результат в истории. И это, заметим, еще вне какой-либо связи с допинговым скандалом.
На данный же момент вердикт Международной федерации легкой атлетики неутешителен: легкоатлетическая команда РФ на Олимпиаду не едет. Правда, МОК внес поправку: «чистые» легкоатлеты могут подать запрос на участие, и если их непричастность к допингу будет обоснована, то путь в Рио откроется. Но предложенная процедура «обоснования» в Спортивном арбитражном суде вызывает вопросы, поскольку она будет протекать непрозрачно и в сжатые сроки. Министр спорта Виталий Мутко сохраняет оптимизм: шанс доказать «чистоту», по его словам, имеется, и все запросы уже поданы. Хотя тут же оговаривается: «Это целенаправленная атака на Россию, спокойная, организованная». Но даже в случае максимально удачного исхода судебных разбирательств на Олимпиаду попадут только 67 российских легкоатлетов, хотя до истории с дисквалификацией должны были ехать 86. А в Лондоне-2012 их было 94.
Как выяснилось на днях, эту незавидную участь могут разделить тяжелоатлеты. Сперва из-за большого количества положительных допинг-проб (запрещенные вещества были найдены в анализах Алексея Ловчева, Ольги Афанасьевой, Алексея Косова и Ольги Зубовой) Международная федерация тяжелой атлетики сократила российское представительство на Олимпиаде. Но вскоре вознамерилась дисквалифицировать команду целиком — на том основании, что результаты перепроверок проб 2008 и 2012 годов оказались неблагоприятными для россиян. Такое решение лишит Россию целой пригоршни медалей: в Лондоне тяжелая атлетика принесла шесть наград, в Пекине — семь. Окончательный вердикт нашим спортсменам вынесут в ближайшие дни, но Мутко уже объяснил ситуацию с позиций большой политики: «Идет психоз, как будто под какую-то диктовку, сопровождающийся отступлением от принципов и норм, вне правового поля».
А как насчет другого медалеемкого вида — плавания (34 комплекта наград)? На Игры пробились лишь 30 наших пловцов из 52 максимально возможных (в Лондоне-2012 их было 35). Во многом виной тому — проваленный чемпионат мира — 2015 в Казани, где было завоевано всего четыре медали (худший результат за 10 лет). Впрочем, Мутко не считает этот результат неудачным: «Не надо фантазировать. Строить из себя крутых пловцов. Вот что скажу: мы в Казани выступили на своем уровне». Президент Федерации плавания России Владимир Сальников также намекнул, что в Рио чудес ждать не стоит: «Мы ставим задачу завоевать медали на Олимпиаде. Но никто вам их гарантировать не может, потому что за эти медали бьются все».
До недавних пор казалось, что Игры наверняка пропустит даже лидер сборной Юлия Ефимова, которую подозревают в употреблении запрещенного мельдония. В итоге ее все-таки включили в состав нашей олимпийской сборной, хотя на сегодняшний день точка в «деле Ефимовой» еще не поставлена. Кстати, расклад сил в бассейне знаменитая спортсменка оценивает схожим образом, правда, говорит об этом далеко не так благодушно, как чиновники: «Выступление в Казани — абсолютный провал. Не могу понять, почему к домашнему чемпионату мира нельзя было подготовиться. Думаю, то же самое будет и на Олимпиаде, ничего не изменится».
На что надеемся? На кулаки и грацию
Львиная доля видов олимпийской программы изначально проходит по категории «не наши» (читай: ловить нечего). Это бадминтон, теннис — настольный и большой (без дисквалифицированной Марии Шараповой), стрельба — стендовая и из лука, пяти- и троеборье, вело-, парусный и конный спорт, академическая гребля. Но если раньше бронзу-другую в этих видах удавалось зацепить благодаря численности российской команды, то сейчас и она идет на убыль: в бадминтоне по сравнению с Лондоном она снизилась с 6 человек до 4, в большом теннисе — с 10 до 8, в настольном — с 5 до 3, в стрельбе — с 22 до 20, в парусном спорте — с 10 до 7.
Кто будет спасать Родину в этой ситуации? Есть чем похвастать в паре медалеемких видов — гимнастике и фехтовании. В них россияне завоевали максимальное количество путевок и примут участие в разделе всех 16 гимнастических и 10 фехтовальных комплектов медалей. Традиционно надеемся на единоборства — греко-римскую и вольную борьбу, бокс, дзюдо, тхэквондо. Практически везде у России сильные, опытные команды, которые поучаствуют в дележе 42 из 52 комплектов медалей (статистику немного портит тхэквондо). Поборемся в гребле на байдарках и каноэ: на чемпионате мира — 2015 Россия выступила достойно, уступив только мировым лидерам — венграм. Наконец, надеемся и на грацию наших вечных чемпионок: по-прежнему в строю звездный дуэт синхронисток Натальи Ищенко — Светланы Ромашиной, чемпионок Лондона-2012.
Но этого, увы, мало. Прогнозировать, сколько раз россияне поднимутся на пьедестал в Рио, дело неблагодарное, но лондонская планка — 81 медаль — кажется недосягаемой. А общая цель, про которую у нас твердят перед каждой следующей Олимпиадой, — выступить не хуже, чем на предыдущих Играх, — на этот раз выглядит утопической.
Статистика неумолима: угасание российского спорта в последние 20 лет идет медленно, но неуклонно. В 1992-м в медальном зачете Игр мы победили, в 1996-2004-м финишировали вторыми вслед за США, в 2008-м уступили второе место Китаю, в 2012-м третье место — Великобритании...
От результатов в Пекине и Лондоне чиновники отмахивались: мол, нашим конкурентам — хозяевам Игр дома и стены, и судьи помогают. Подождите еще четыре года — там-то всем покажем. Глава Олимпийского комитета России Александр Жуков даже пообещал: «Россия может войти в первую тройку командного зачета в Рио». Однако, судя по недавним результатам, гораздо ближе не тройка, а место в хвосте десятки. Накопившиеся проблемы скрыть все труднее, и, кажется, именно теперь наш спорт вместо медленного сползания покатится кубарем.
P.S. Впрочем, один шанс заболтать грядущий кризис остается. Итогового консенсуса по поводу участия всей сборной России в Олимпиаде члены МОК, по большому счету, пока не достигли. И текущее положительное решение может быть изменено на противоположное как по итогам нового антидопингового расследования (его результаты будут обнародованы 15 июля), так и на конгрессе МОК в Рио накануне Игр. Это было бы жутким, беспрецедентным наказанием — но оно позволит нашим чиновникам еще сильнее раздуть пожар негодования по поводу «мирового заговора». А насущное снова отложить на потом.