Главная Культура 00:02 03 Июля 2013 4966
Если ружье на сцене, оно обязательно выстрелит. Только в кого?

В столичных театрах идут реформы: потрясения пока обходят те коллективы, во главе которых стоят знаковые фигуры

Любовь Лебедина

Прошел год с тех пор, как столичные начальники от культуры начали волну реформ в театрах города. В каждом случае — свои нюансы, но общий лозунг перемен таков: традиционный репертуарный театр-де устарел, надо искать ему эффективную замену. Нашли ли, да и насколько нужно было искать? Об этом размышляет театральный обозреватель «Труда».

Сразу оговоримся: потрясения пока обходят те коллективы, во главе которых стоят знаковые фигуры — под них не так-то просто подкопаться, но таких единицы, а остальные, особенно из числа возрастных режиссеров, вполне подходят для игр в прогрессивные преобразования. Тут нельзя не вспомнить выступление на последнем съезде СТД его председателя Александра Калягина, призывавшего современных счастливцевых и несчастливцевых объединиться и выработать новую концепцию русского репертуарного театра, иначе этим займутся другие, и тогда всем придется несладко. И как в воду глядел! История с упразднением театра имени Гоголя и превращением его в концертную площадку «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова показала, кто сегодня непререкаемый авторитет на культурной ниве. Никакие письма того же Калягина в защиту протестующих артистов не помогли, поскольку чиновники lепартамента культуры Москвы больше не хотели мириться с низкой посещаемостью спектаклей. Раз спроса нет и в нужном количестве культурные услуги населению не оказываются, то и многолетнему худруку Сергею Яшину с его соратниками нечего проедать государственные денежки.

Но самое интересное заключается в том, что у нынешнего «Гоголь-центра» тоже не спрашивают лишнего билетика, и спасителю малокультурной среды у Курского вокзала, увы, нечем похвастаться. Видимо, пока там к Кириллу Серебренникову не приплыла золотая рыбка, да и МХТ имени Чехова, где он много ставит, для него по-прежнему куда более заманчив.

Спасителя другого театра, имени Ермоловой, нашли в лице Олега Меньшикова. Согласившись принять коллектив единомышленников Владимира Андреева, он не стал их разгонять, а постарался каждому дать работу, в том числе самому артисту Андрееву. Казалось бы, звездой российского кинематографа все сделано для того, чтобы поднять рейтинг невыгодного театра, включая ремонт закулисной части и фойе с уютным интерьером. Только почему-то на многих спектаклях, куда был заброшен десант продвинутых режиссеров, а исполнители превращены в технический персонал перформансов, я чувствовала себя неуютно. Более того — было стыдно за откровенную фальшь, подаваемую под видом авангарда. Несомненно, зрители рвутся на спектакли с участием Олега Меньшикова — еще бы, увидеть вживую героя фильмов Никиты Михалкова! Но, оказавшись на представлениях типа «Портрета Дориана Грея», те же зрители свистят и недоумевают, почему главный герой ходит в рваных, спущенных ниже пупка джинсах и накачивает мышцы на беговой дорожке.

Как же чувствуют себя те эффективные менеджеры, под руководством которых расцветает именно такая модель театра? Например, глава департамента Сергей Капков, пару лет назад успешно проявив себя на благоустройстве московских парков, за что ему большое человеческое спасибо, на посещение спектаклей редко находит время. Возможно, ему с детства не привили любовь к этому виду искусства. А если бы он хоть раз пересилил себя и побывал в театре имени Станиславского у Валерия Беляковича, выпустившего за сезон семь спектаклей и таким образом сплотившего труппу, то ему бы и в голову не пришло затевать конкурс на разработку концепции дальнейшего развития этого театра. А если уж объявлять конкурс, то надо как минимум размножить и переслать экспертам представленные проекты. Без этого выборы нового худрука опять пройдут под грифом «секретно», а наивным режиссерам придется в который раз уповать на объективность добрых начальников от культуры... Я уж не говорю о моральной стороне вопроса: режиссер сутками репетирует с артистами, рвет жилы, а в это время за его спиной готовят бомбу. Валерию Романовичу есть от чего прийти в замешательство, особенно после того, как ради нового дела он оставил своей Театр на Юго-Западе.

Ну а как с умением наших эффективных менеджеров разруливать патовые ситуации в коллективах? Для этого обратимся к примеру Театра на Таганке. Сейчас он доведен до грани закрытия: восемь спектаклей Юрия Любимова, в которых тот является и автором инсценировок, по желанию мэтра и согласованию с РАО, уходят из репертуара. Юрий Петрович нанес этот смертельный удар бывшим единоверцам, с которыми расстался два года назад, прекрасно зная о предстоящем 50-летии театра и понимая, что на праздновании юбилея невозможно будет обойтись без спектаклей, которые родил он. Вы, наверное, будете долго смеяться, когда узнаете, что на юбилейном вечере будут представлены отрывки по мотивам легендарных постановок Любимова, сделанные другими режиссерами. Подаст ли и в этом случае мэтр в суд на театр за нарушение авторских прав, мы узнаем после праздника со слезами на глазах. Но уже сейчас ясно: зоны турбулентности в театрах — на совести чиновников столичного департамента культуры. Если бы их контакты с руководителями творческих коллективов были прямыми и регулярными, большинства подобных конфликтов можно было бы избежать.

А пока таганский пожар еще не превратился в пожар всей театральной Москвы, неплохо было вместе сесть за стол переговоров и выработать программу общекультурной политики столицы.

Голос

Марина Тимашева, редактор журнала «Вопросы театра» Государственного института искусствознания:

- Атака на репертуарный театр организована теми, кого вообще не интересует художественный результат. А модель «театрального центра», которую они предлагают взамен  -  это советский дом культуры, только хуже. Без кружков.

Режиссеру бывшего Театра Гоголя вменили в вину низкую посещаемость, которая якобы возросла с приходом новой администрации Гоголь-центра. Только количество представлений и число мест после «переформатирования» сократилось, соответственно, отчитываться о заполняемости стало легче. А на сайте в этот «центр» практически всегда можно купить билеты.  Для сравнения. Зайдите на сайт театра Фоменко, до которого «реформы» пока не дотянулись: там все билеты давно зарезервированы.

Что касается конкурса на создание концепций Театра имени Станиславского и Школы драматургии и режиссуры, он был очень странным. Кто-то из режиссеров знал о нем, кто-то нет. Дальше – объявили о желании привлечь к обсуждению профессиональное сообщество. Но театральные критики получили не сами концепции, а выдержки из них на несколько строк. Тогда как оригинальные разработки содержали десятки страниц. Ряд известных критиков – Ольга Егошина, Марина Токарева, Григорий Заславский  – отказались участвовать в таком голосовании.

Наверное, в Департаменте культуры сидят умные и энергичные люди. Но что получится из идеи общемосковского театрального совещания, если даже из локального конкурса вышел такой конфуз?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?