Главная Культура 00:02 03 Июля 2013 5020
Если ружье на сцене, оно обязательно выстрелит. Только в кого?

В столичных театрах идут реформы: потрясения пока обходят те коллективы, во главе которых стоят знаковые фигуры

Любовь Лебедина

Прошел год с тех пор, как столичные начальники от культуры начали волну реформ в театрах города. В каждом случае — свои нюансы, но общий лозунг перемен таков: традиционный репертуарный театр-де устарел, надо искать ему эффективную замену. Нашли ли, да и насколько нужно было искать? Об этом размышляет театральный обозреватель «Труда».

Сразу оговоримся: потрясения пока обходят те коллективы, во главе которых стоят знаковые фигуры — под них не так-то просто подкопаться, но таких единицы, а остальные, особенно из числа возрастных режиссеров, вполне подходят для игр в прогрессивные преобразования. Тут нельзя не вспомнить выступление на последнем съезде СТД его председателя Александра Калягина, призывавшего современных счастливцевых и несчастливцевых объединиться и выработать новую концепцию русского репертуарного театра, иначе этим займутся другие, и тогда всем придется несладко. И как в воду глядел! История с упразднением театра имени Гоголя и превращением его в концертную площадку «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова показала, кто сегодня непререкаемый авторитет на культурной ниве. Никакие письма того же Калягина в защиту протестующих артистов не помогли, поскольку чиновники lепартамента культуры Москвы больше не хотели мириться с низкой посещаемостью спектаклей. Раз спроса нет и в нужном количестве культурные услуги населению не оказываются, то и многолетнему худруку Сергею Яшину с его соратниками нечего проедать государственные денежки.

Но самое интересное заключается в том, что у нынешнего «Гоголь-центра» тоже не спрашивают лишнего билетика, и спасителю малокультурной среды у Курского вокзала, увы, нечем похвастаться. Видимо, пока там к Кириллу Серебренникову не приплыла золотая рыбка, да и МХТ имени Чехова, где он много ставит, для него по-прежнему куда более заманчив.

Спасителя другого театра, имени Ермоловой, нашли в лице Олега Меньшикова. Согласившись принять коллектив единомышленников Владимира Андреева, он не стал их разгонять, а постарался каждому дать работу, в том числе самому артисту Андрееву. Казалось бы, звездой российского кинематографа все сделано для того, чтобы поднять рейтинг невыгодного театра, включая ремонт закулисной части и фойе с уютным интерьером. Только почему-то на многих спектаклях, куда был заброшен десант продвинутых режиссеров, а исполнители превращены в технический персонал перформансов, я чувствовала себя неуютно. Более того — было стыдно за откровенную фальшь, подаваемую под видом авангарда. Несомненно, зрители рвутся на спектакли с участием Олега Меньшикова — еще бы, увидеть вживую героя фильмов Никиты Михалкова! Но, оказавшись на представлениях типа «Портрета Дориана Грея», те же зрители свистят и недоумевают, почему главный герой ходит в рваных, спущенных ниже пупка джинсах и накачивает мышцы на беговой дорожке.

Как же чувствуют себя те эффективные менеджеры, под руководством которых расцветает именно такая модель театра? Например, глава департамента Сергей Капков, пару лет назад успешно проявив себя на благоустройстве московских парков, за что ему большое человеческое спасибо, на посещение спектаклей редко находит время. Возможно, ему с детства не привили любовь к этому виду искусства. А если бы он хоть раз пересилил себя и побывал в театре имени Станиславского у Валерия Беляковича, выпустившего за сезон семь спектаклей и таким образом сплотившего труппу, то ему бы и в голову не пришло затевать конкурс на разработку концепции дальнейшего развития этого театра. А если уж объявлять конкурс, то надо как минимум размножить и переслать экспертам представленные проекты. Без этого выборы нового худрука опять пройдут под грифом «секретно», а наивным режиссерам придется в который раз уповать на объективность добрых начальников от культуры... Я уж не говорю о моральной стороне вопроса: режиссер сутками репетирует с артистами, рвет жилы, а в это время за его спиной готовят бомбу. Валерию Романовичу есть от чего прийти в замешательство, особенно после того, как ради нового дела он оставил своей Театр на Юго-Западе.

Ну а как с умением наших эффективных менеджеров разруливать патовые ситуации в коллективах? Для этого обратимся к примеру Театра на Таганке. Сейчас он доведен до грани закрытия: восемь спектаклей Юрия Любимова, в которых тот является и автором инсценировок, по желанию мэтра и согласованию с РАО, уходят из репертуара. Юрий Петрович нанес этот смертельный удар бывшим единоверцам, с которыми расстался два года назад, прекрасно зная о предстоящем 50-летии театра и понимая, что на праздновании юбилея невозможно будет обойтись без спектаклей, которые родил он. Вы, наверное, будете долго смеяться, когда узнаете, что на юбилейном вечере будут представлены отрывки по мотивам легендарных постановок Любимова, сделанные другими режиссерами. Подаст ли и в этом случае мэтр в суд на театр за нарушение авторских прав, мы узнаем после праздника со слезами на глазах. Но уже сейчас ясно: зоны турбулентности в театрах — на совести чиновников столичного департамента культуры. Если бы их контакты с руководителями творческих коллективов были прямыми и регулярными, большинства подобных конфликтов можно было бы избежать.

А пока таганский пожар еще не превратился в пожар всей театральной Москвы, неплохо было вместе сесть за стол переговоров и выработать программу общекультурной политики столицы.

Голос

Марина Тимашева, редактор журнала «Вопросы театра» Государственного института искусствознания:

- Атака на репертуарный театр организована теми, кого вообще не интересует художественный результат. А модель «театрального центра», которую они предлагают взамен  -  это советский дом культуры, только хуже. Без кружков.

Режиссеру бывшего Театра Гоголя вменили в вину низкую посещаемость, которая якобы возросла с приходом новой администрации Гоголь-центра. Только количество представлений и число мест после «переформатирования» сократилось, соответственно, отчитываться о заполняемости стало легче. А на сайте в этот «центр» практически всегда можно купить билеты.  Для сравнения. Зайдите на сайт театра Фоменко, до которого «реформы» пока не дотянулись: там все билеты давно зарезервированы.

Что касается конкурса на создание концепций Театра имени Станиславского и Школы драматургии и режиссуры, он был очень странным. Кто-то из режиссеров знал о нем, кто-то нет. Дальше – объявили о желании привлечь к обсуждению профессиональное сообщество. Но театральные критики получили не сами концепции, а выдержки из них на несколько строк. Тогда как оригинальные разработки содержали десятки страниц. Ряд известных критиков – Ольга Егошина, Марина Токарева, Григорий Заславский  – отказались участвовать в таком голосовании.

Наверное, в Департаменте культуры сидят умные и энергичные люди. Но что получится из идеи общемосковского театрального совещания, если даже из локального конкурса вышел такой конфуз?

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5933
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5636
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...