В столичных театрах идут реформы: потрясения пока обходят те коллективы, во главе которых стоят знаковые фигуры
Прошел год с тех пор, как столичные начальники от культуры начали волну реформ в театрах города. В каждом случае — свои нюансы, но общий лозунг перемен таков: традиционный репертуарный театр-де устарел, надо искать ему эффективную замену. Нашли ли, да и насколько нужно было искать? Об этом размышляет театральный обозреватель «Труда».
Сразу оговоримся: потрясения пока обходят те коллективы, во главе которых стоят знаковые фигуры — под них не так-то просто подкопаться, но таких единицы, а остальные, особенно из числа возрастных режиссеров, вполне подходят для игр в прогрессивные преобразования. Тут нельзя не вспомнить выступление на последнем съезде СТД его председателя Александра Калягина, призывавшего современных счастливцевых и несчастливцевых объединиться и выработать новую концепцию русского репертуарного театра, иначе этим займутся другие, и тогда всем придется несладко. И как в воду глядел! История с упразднением театра имени Гоголя и превращением его в концертную площадку «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова показала, кто сегодня непререкаемый авторитет на культурной ниве. Никакие письма того же Калягина в защиту протестующих артистов не помогли, поскольку чиновники lепартамента культуры Москвы больше не хотели мириться с низкой посещаемостью спектаклей. Раз спроса нет и в нужном количестве культурные услуги населению не оказываются, то и многолетнему худруку Сергею Яшину с его соратниками нечего проедать государственные денежки.
Но самое интересное заключается в том, что у нынешнего «Гоголь-центра» тоже не спрашивают лишнего билетика, и спасителю малокультурной среды у Курского вокзала, увы, нечем похвастаться. Видимо, пока там к Кириллу Серебренникову не приплыла золотая рыбка, да и МХТ имени Чехова, где он много ставит, для него по-прежнему куда более заманчив.
Спасителя другого театра, имени Ермоловой, нашли в лице Олега Меньшикова. Согласившись принять коллектив единомышленников Владимира Андреева, он не стал их разгонять, а постарался каждому дать работу, в том числе самому артисту Андрееву. Казалось бы, звездой российского кинематографа все сделано для того, чтобы поднять рейтинг невыгодного театра, включая ремонт закулисной части и фойе с уютным интерьером. Только почему-то на многих спектаклях, куда был заброшен десант продвинутых режиссеров, а исполнители превращены в технический персонал перформансов, я чувствовала себя неуютно. Более того — было стыдно за откровенную фальшь, подаваемую под видом авангарда. Несомненно, зрители рвутся на спектакли с участием Олега Меньшикова — еще бы, увидеть вживую героя фильмов Никиты Михалкова! Но, оказавшись на представлениях типа «Портрета Дориана Грея», те же зрители свистят и недоумевают, почему главный герой ходит в рваных, спущенных ниже пупка джинсах и накачивает мышцы на беговой дорожке.
Как же чувствуют себя те эффективные менеджеры, под руководством которых расцветает именно такая модель театра? Например, глава департамента Сергей Капков, пару лет назад успешно проявив себя на благоустройстве московских парков, за что ему большое человеческое спасибо, на посещение спектаклей редко находит время. Возможно, ему с детства не привили любовь к этому виду искусства. А если бы он хоть раз пересилил себя и побывал в театре имени Станиславского у Валерия Беляковича, выпустившего за сезон семь спектаклей и таким образом сплотившего труппу, то ему бы и в голову не пришло затевать конкурс на разработку концепции дальнейшего развития этого театра. А если уж объявлять конкурс, то надо как минимум размножить и переслать экспертам представленные проекты. Без этого выборы нового худрука опять пройдут под грифом «секретно», а наивным режиссерам придется в который раз уповать на объективность добрых начальников от культуры... Я уж не говорю о моральной стороне вопроса: режиссер сутками репетирует с артистами, рвет жилы, а в это время за его спиной готовят бомбу. Валерию Романовичу есть от чего прийти в замешательство, особенно после того, как ради нового дела он оставил своей Театр на Юго-Западе.
Ну а как с умением наших эффективных менеджеров разруливать патовые ситуации в коллективах? Для этого обратимся к примеру Театра на Таганке. Сейчас он доведен до грани закрытия: восемь спектаклей Юрия Любимова, в которых тот является и автором инсценировок, по желанию мэтра и согласованию с РАО, уходят из репертуара. Юрий Петрович нанес этот смертельный удар бывшим единоверцам, с которыми расстался два года назад, прекрасно зная о предстоящем 50-летии театра и понимая, что на праздновании юбилея невозможно будет обойтись без спектаклей, которые родил он. Вы, наверное, будете долго смеяться, когда узнаете, что на юбилейном вечере будут представлены отрывки по мотивам легендарных постановок Любимова, сделанные другими режиссерами. Подаст ли и в этом случае мэтр в суд на театр за нарушение авторских прав, мы узнаем после праздника со слезами на глазах. Но уже сейчас ясно: зоны турбулентности в театрах — на совести чиновников столичного департамента культуры. Если бы их контакты с руководителями творческих коллективов были прямыми и регулярными, большинства подобных конфликтов можно было бы избежать.
А пока таганский пожар еще не превратился в пожар всей театральной Москвы, неплохо было вместе сесть за стол переговоров и выработать программу общекультурной политики столицы.
Марина Тимашева, редактор журнала «Вопросы театра» Государственного института искусствознания:
- Атака на репертуарный театр организована теми, кого вообще не интересует художественный результат. А модель «театрального центра», которую они предлагают взамен - это советский дом культуры, только хуже. Без кружков.
Режиссеру бывшего Театра Гоголя вменили в вину низкую посещаемость, которая якобы возросла с приходом новой администрации Гоголь-центра. Только количество представлений и число мест после «переформатирования» сократилось, соответственно, отчитываться о заполняемости стало легче. А на сайте в этот «центр» практически всегда можно купить билеты. Для сравнения. Зайдите на сайт театра Фоменко, до которого «реформы» пока не дотянулись: там все билеты давно зарезервированы.
Что касается конкурса на создание концепций Театра имени Станиславского и Школы драматургии и режиссуры, он был очень странным. Кто-то из режиссеров знал о нем, кто-то нет. Дальше – объявили о желании привлечь к обсуждению профессиональное сообщество. Но театральные критики получили не сами концепции, а выдержки из них на несколько строк. Тогда как оригинальные разработки содержали десятки страниц. Ряд известных критиков – Ольга Егошина, Марина Токарева, Григорий Заславский – отказались участвовать в таком голосовании.
Наверное, в Департаменте культуры сидят умные и энергичные люди. Но что получится из идеи общемосковского театрального совещания, если даже из локального конкурса вышел такой конфуз?