Большая охота на таможенных "ведьм" началась в середине апреля после обращенного к правительству вопроса президента: "Когда же мы на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в одном экстазе?"
В прокуратуре сигнал услышали. И посыпались новости о череде арестов. "Под раздачу" попали брянские, ярославские, внуковские, шереметьевские, домодедовские и десятки других таможенников. Задерживаются не только официальные сотрудники, но и перевозчики товаров, поставщики и организаторы, русские и турки, китайцы и украинцы. Охота на контрабандистов в полном разгаре. Прокуратура отчитывается о заведенных делах, бывшие короли пропускных пунктов рыдают в камерах.
Казалось бы, ну вот наконец-то правосудие и восторжествовало. Однако к чувству глубокого удовлетворения почему-то примешивается еще и недоумение. "Открытия", которые были сделаны на сей счет в последние дни, вызывают шок. В голове у россиян все время крутится один и тот же вопрос: "А куда же вы раньше смотрели, граждане уполномоченные?"
Некоторые подробности удивили самого президента. Как признался министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, из 441 пункта пропуска через госграницу 350 принадлежат не государству, а... частным лицам. В связи с этим Владимир Путин и вспомнил старый известный анекдот про то, как некий делец просил продать ему всего лишь один метр государственной границы. Не нужно быть специалистом, чтобы представить последствия для страны. Многие таможенные пропускные пункты превратились в решето с ячейками, через которые исчезают железнодорожные составы.
Борцы с преступностью говорят, что оборотней в таможне они ловили и раньше. Мол, только в прошлом году завели более полтыщи дел. Однако вся эта предыдущая "ловля" в принципе катастрофическую ситуацию не меняла. Да и до высших таможенных руководителей обычно не дотягивались.
А что сейчас? Как всегда, есть опасения, что кампания по борьбе с контрабандой может трансформироваться в традиционную российскую схему: наказание невиновных и награждение непричастных. К примеру, местная общественность весьма неоднозначно встретила сообщение об аресте руководителя Дальневосточной таможни. Есть ведь и такая версия: Эрнест Бахшецян "поплатился за бескомпромиссную борьбу с контрабандой и был костью в горле для дальневосточных олигархов. Вот олигархи ему за это и отомстили". Как говорят, Бахшецян в последнее время ходил в бронежилете и с тремя телохранителями. Но от прокуроров бронежилет не спасает.
Будем надеяться, что правоохранительные органы все-таки разберутся, кто прав, а кто виноват. Удивляет другое. Основательная борьба с контрабандой и коррупцией тут началась лишь после того, как президент указал на проблему пальцем. Выходит, теперь нужно ждать указующего перста в сторону других коррупционных ведомств и ниш. Вот только хватит ли у президента пальцев на всех лихоимцев? В том, что им несть числа, сомневаться не приходится.