Как известно, у... Чуть было не вырвалось нехорошее слово. В общем, у нее не женское лицо. Что и подтвердили федеральные телеканалы, в первые же дни СВО снявшие с дневного эфира душещипательные мелодрамы и сугубо дамские развлекательные шоу вроде «Модного приговора». В студиях начали доминировать уже не представительницы прекрасного пола, а серьезные дяди. Они, конечно, оказались семи пядей во лбу, но, чего греха таить, внешне — далеко не молодые Алены Делоны. Глаз аудитории, привыкшей получать от картинки в «ящике» удовольствие, не радовали. Не зря же на выходные и праздничные дни их убирают, чтобы настроение не портить.
Если в преддверии 8 Марта говорить о гендерном равенстве на ТВ, то оно весьма сомнительно. Самые популярные светские ток-шоу, идущие в прайм-тайм, ведут мужчины (Малахов, Борисов и др.). Игровые проекты, вроде «Поля чудес» и «Сто к одному», — тоже. А еще криминальные, публицистические проекты и расследования... Даже во всевозможных конкурсах — от «Голоса» до «Маски» — в жюри, как правило, на трех мужиков приходится одна дама. За прекрасным полом же закреплены всякие легкомысленные штучки, вроде передач про ремонт, отдых, здоровье, светские сплетни. В то же время именно последний год показал, какую важную роль могут играть женщины в деле телевизионной пропаганды. По количеству поклонников среди патриотично настроенных зрителей Ольга Скабеева и Ирада Зейналова запросто могут поспорить с самим Владимиром Соловьевым. Смотрим, например, рейтинги минувшей недели. На первом месте, естественно, Послание президента. На шестом — «Итоги недели» с Зейналовой, «60 минут» со Скабеевой — на 13-м. А вот «Воскресный вечер» Соловьева — аж на 28-м (данные компании «Медиаскоп»)!
Кстати, в допандемийном 2019-м, согласно опросу, проведенному известной исследовательской компанией, только эти две дамы оказались в топ-10 журналистов, вызывающих у россиян наибольшее доверие, остальные — джентльмены. Нельзя обойти вниманием и Маргариту Симоньян, к лаконичным высказываниям которой в студиях прислушиваются едва ли не с большим вниманием, чем к пространным речам депутатов и президентов разных фондов.
У всех этих дам блистательные карьеры. Достаточно сказать, что Симоньян стала главным редактором RT в 25 лет. У всех — масса журналистских наград. В Сети, конечно, не только комплименты. Ольгу Скабееву критикуют за манеру вести дискуссию в «прокурорском тоне». За высказывания в адрес оппонентов, более уместные на коммунальной кухне, нежели в федеральном эфире, за язвительность. Подшучивают над ее соведущим и мужем Евгением Поповым, предпочитающим с неизменно ироничной улыбкой на лице держаться в тени супруги. Но хорошо известно и то, сколь велико число домохозяек, которые не могут пропустить ни одного выпуска «с Оленькой».
Над Ирадой подхихикивают из-за эмоционального напора, с каким та ведет свои «Итоги недели». Рассказывая об очередном политическом событии, она рубит ладонями воздух перед собой столь неистово, будто в сотый раз объясняет всякой бестолочи, что и как устроено в этом мире. А профессионалы с ехидцей обсуждают любовь Зейналовой к заграничным командировкам. Даже крохотный сюжет она предпочитает прокомментировать, находясь на месте события. Ну или неподалеку, на соседней улице. Словно информации, полученной от корреспондента, недостаточно.
Между прочим, в упомянутом рейтинговом списке на 12-м месте, прямо перед Скабеевой, расположился документальный фильм «Женщина «сверху». Ответный удар» из цикла «Новые русские сенсации». Он полностью посвящен Маргарите Симоньян, и это была уже вторая часть. Чтобы название не наводило на ненужные мысли, авторы сразу уточнили: «сверху» — значит, близкая к власти. НТВ дал возможность медиакоролеве высказаться обо всем. О разговорах с президентом, об отношении к СВО и к войнам в целом, о том, почему она не жалеет о своем уничижительном выпаде в адрес Максима Галкина, из-за которого многие ее осуждали, в том числе и единомышленники.
В политологии часто возникают рассуждения о «ястребах» и «голубях» (в хорошем смысле), которые якобы есть везде: в Кремле, в европейских правительствах и даже, не к ночи будет сказано, в Вашингтоне. Это те, кто жаждет крови, и те, кто вроде бы как за мир. Авторы «Новых русских сенсаций» изо всех сил старались смягчить образ Маргариты, показать ее обычной армянской женщиной, балующей мужа ужином из шести блюд, заботливой мамой. Получилось не очень. Перемежающие милое домашнее видео кадры с танками, залпами, Зеленским, резкие оценки, выдаваемые героиней налево и направо, увы, наводили на мысль, что Симоньян, как и ее коллеги, все же из числа «ястребов».
Ну да бог им судья. Есть ведь и другие дамы на нашем ТВ! Скажем, с неожиданной стороны проявила себя Юлия Барановская. Казалось, ее удел — разбираться в семейных склоках в рамках программы «Мужское/Женское», а она сняла несколько фильмов о женщинах, чьи судьбы поломали события в Донбассе. Очень эмоциональное и честное кино.
А общая любимица нескольких поколений зрителей Екатерина Андреева? Ну да, ее «Время» — это не ток-шоу, тут не разгуляешься. Но известно, что ведущая костяк программы формирует самостоятельно, ставит какие-то акценты. Однако, рассказывая примерно о том же, о чем и ее коллеги, она не пробуждает у зрителя чувства агрессии. Кстати, сама как-то призналась, что именно поэтому старается не смотреть телевизор. Из-за агрессии.
Ну а если просто захочется поднять настроение лицезрением прекрасных девушек, включайте «Доброе утро» на «Первом». А если вдобавок еще и услышать что-то очень умное — «Белую студию» с Дарьей Златопольской на «Культуре».