Главная Культура 21:15 03 Марта 2019 2854
Со зверями надо по-человечески, без зверства

Разговор с Гией Эрадзе, новым главным режиссером «Росгосцирка»

Александр Славуцкий
О цирке Гия Гиулевич мечтал с детства. Фото: globallookpress.com

На недавнем Международном фестивале в Монте-Карло приз «Золотой клоун», этакий цирковой «Оскар», получили российские артисты «Королевского цирка» под руководством Гии Эрадзе. Своим коллективом, прежде называвшимся «Пять континентов», он руководит почти 20 лет. А недавно Гия Гиулевич был назначен новым главным режиссером «Росгосцирка».

- Гия, что для вас означает победа в Монте-Карло?

— Для любого артиста цирка даже попасть на столь престижный фестиваль — уже большая честь. А уж победить... Мы привезли пять номеров. В труппе 60 человек, реквизит занимал несколько фур. Хозяева молодцы, быстро соорудили для нас спецпалатки. А победа далась нам непросто, ведь выступали лучшие артисты мира. Интрига сохранялась до последней минуты. Победителей объявляют после банкета, перед началом гала-концерта. Жюри, куда входит и принцесса Монако Стефания, совещалось больше двух часов. И когда наконец-то объявили, что один из двух «Золотых клоунов» присуждается нам, я едва поверил своим ушам.

— Были сомнения?

— Тяжело все складывалось. До Монте-Карло у нас были гастроли в Германии, более 60 представлений. Под конец тура у нескольких ведущих артистов случились небольшие травмы. А в самом Монте-Карло из-за наплыва участников репетировать приходилось ночью. Но ребята сумели восстановиться, сплотиться в команду. После каждого номера весь зал, в том числе королевская семья, аплодировал нам стоя. Такая встреча нас самих тронула до слез.

— А политический климат не сказывался?

— Цирк, по-моему, вне политики. Смотрите, кроме «Золотого клоуна», серебряную награду получил номер «Русские встречные качели» Михаила Филинова из «Королевского цирка», «Бронзового клоуна» удостоились акробаты из Большого Московского цирка. А я был приглашен ставить церемонии открытия и закрытия фестиваля как режиссер. В нашей программе были номера с российским флагом, национальной символикой и музыкой. Открою секрет: принцесса Стефания уже пригласила компанию «Росгосцирк» участвовать в фестивале следующего года, а мне вновь предложила стать его режиссером.

— В цирке распространены династии, но у вас все иначе: отец был директором тбилисского рынка, мама — профессором экономики, а вы...

— А я с детства мечтал только о цирке. Особое впечатление на меня производили номера с животными. До сих пор прекрасно помню великие аттракционы Бориса Владимировича Федотова, Степана Исааковича Исаакяна, Терезы Васильевны Дуровой — легенд советского цирка, приезжавших в Грузию на гастроли.

— И вы поступили в цирковое училище на отделение дрессуры?

— Нет, я выучился на жонглера. На дрессировщиков нигде не учат, тут навыки передаются либо внутри династии, либо от наставника к ученику. Меня взяли ассистентом в конный аттракцион «Джигиты Грузии», а я набирался опыта у великих советских дрессировщиков, ходил на их репетиции: к Терезе Дуровой, Михаилу Запашному, Борису Бирюкову и другим. Мне посчастливилось застать потрясающую советскую цирковую школу. Все, что знаю и умею сейчас, почерпнуто у уникальных людей.

— Каких животных вы сами дрессировали?

— Да всяких, кроме ластоногих и слонов. Выделил бы хищников — львов и тигров, поскольку последние годы работаю с ними. Занимаюсь с целой группой и люблю их всех. Это как в многодетной семье, где родителям дороги все их дети.

— А на вас ваши питомцы нападали?

— На теле любого дрессировщика есть следы царапин и укусов. Такая уж у нас работа. И я не исключение. К счастью, обошлось без серьезных травм.

— На афише прошлых лет вы фигурируете почти в каждой строчке — и режиссер-постановщик, и дизайнер декораций, и художник по костюмам...

— В самом начале я действительно занимался всем. Это от той самой детской влюбленности в цирк. Тогда, 19 лет назад, во Владивостоке состоялась премьера аттракциона «Пять континентов», он длился меньше 15 минут, всего три номера. Реквизит и животные размещались в одной 12-метровой автофуре. И вот выросли до циркового «Оскара»!

— Вы жесткий руководитель?

— Скорее, требовательный. Не только к подчиненным, но и к себе. С теми, кто приходит в цирк заработать, мне не по пути. Когда я начинал, о деньгах не думал. Главное — возможность выходить на манеж. У меня был пони Одиссей, ныне покойный, который проработал со мной 18 лет. В периоды безденежья мы с ним катали детишек, а заработок вкладывался в новые номера, лишь немногое оставалось нам с пони на еду. И кочевую жизнь — фургончики, ночевки в гримерках — я прошел.

— Но сегодня вы отвечаете за коллектив и должны уметь считать каждую копеечку.

— Вы правы, цирк в какой-то мере шоу-бизнес. Но деньги и сейчас для меня средство, а не цель. Иначе бы я не создавал за свой счет программы ценой в миллионы. Если для костюмов артистов нужны не стекляшки, а камни Сваровски — будут куплены именно они. И перья страусиные, а не дешевая подделка. Из всего этого складываются программы яркие и зрелищные, с элементами эстрады, спорта, мюзикла. Такое сплетение жанров — наше ноу-хау. Например, большое внимание уделяем балету. Когда мой друг Боря Моисеев после двух инсультов не смог работать, его танцевальный коллектив перешел ко мне. Благодаря добрым отношениям с Надеждой Бабкиной сделали цирковой номер «Масленица» на ее песню и получили за него награду на итальянском фестивале. А когда понадобилась песня для финала спектакля «Бурлеск», я позвонил Филиппу Киркорову. Он приехал и без всяких денег за один день все записал. А мы ему помогали артистами балета и цирковыми номерами во время выступления Филиппа на прошлогоднем фестивале в Сочи.

— Что вы скажете в ответ зоозащитникам, которые все активнее требуют запретить цирковые номера с животными?

— Скажу, что они неправы. В интернете висело видео издевательств какого-то сумасшедшего, избивавшего обезьяну, — но это вовсе не значит, что дрессировщики ведут себя так же. Разговоры о жестоком обращении с животными в цирках безосновательны. Ни одно животное невозможно заставить насилием и битьем хорошо работать. Со зверями надо по-человечески, без зверства. В основе дрессировки — любовь, а не жестокость. И не забывайте: большая часть публики без животных цирк не воспринимает.

— А Cirque du Soleil?

— Это прекрасное искусство, цирк-театр без животных, они выбрали для себя такое направление. Но это не значит, что надо убрать номера с животными из всех других цирков. Невозможно представить себе историю русского цирка без тех же Дуровых, Запашных, Филатовых, Кантемировых, а еще Ирины Бугримовой, Маргариты Назаровой и многих других звезд, работавших с животными. И, конечно, никто из них зверей не истязал.

— Расскажите о программе «Бурлеск», премьера которой состоялась недавно в Москве.

— Поставить ее в Московском цирке Юрия Никулина меня пригласил его руководитель Максим Никулин. Работали около года. В программу вошли номера, которые были на фестивале в Монте-Карло, и другие номера «Росгосцирка». Убежден, у нас получилось шоу мирового уровня: это и прекрасный мюзикл, и захватывающий водевиль, и эффектное кабаре. Свое мастерство демонстрируют акробаты, жонглеры, наездники, гимнасты, эквилибристы... И, конечно же, не обходится без артистов — собак, медведей, пантер, тигров, пони и лошадей.

— Как новый главный режиссер, поделитесь замыслами.

— Проектов много, из ближайших выделил бы международный фестиваль в честь 100-летия советского цирка, который пройдет в Санкт-Петербурге с 24 по 27 мая. Дата великая, хочется, чтобы и шоу запомнилось надолго.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5719
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5348
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...