Главная Культура 00:01 03 Февраля 2023 9131
Дерево в воде, умирающее от жажды

Сорок лет назад на экраны вышел фильм «Полеты во сне и наяву», сразу ставший культовым

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Снял картину на студии Довженко Роман Балаян. На его счету к тому времени были ленты «Каштанка» и «Бирюк», созданные по русской классике. Они сделали имя режиссера известным среди киноманов, но широкая публика его не знала. Балаяну было под сорок, он более пяти лет сидел без работы, отказываясь снимать унылую поденщину. Как и его будущий герой Сергей Макаров, чувствовал разлад с самим собой и окружающей его действительностью. Этот сложный комплекс чувств превратился в материал для нового фильма.

Своим замыслом Балаян поделился с Виктором Мережко, который после успеха лент «Здравствуй и прощай», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Родня» наряду с Эдуардом Володарским был самым востребованным драматургом страны. В иные годы у него в работе бывало по пять-шесть сценариев. Писал Мережко быстро, но готовился к созданию сценариев серьезно. Виктор Иванович рассказывал мне, что в основу сюжета он решил положить жизнь своего старшего брата — сотрудника конструкторского бюро, человека сложного, конфликтного, не нашедшего своего места в жизни.

Первый вариант сценария Балаяну не глянулся: он был написан в комедийном ключе, что не соответствовало его замыслу. Режиссер не собирался снимать комедию, а хотел, по его словам, «выплеснуть на экран всю накопившуюся желчь». Поэтому Балаян стал приспосабливать сценарий под свое видение. Эта работа продолжалась и на съемочной площадке, где с помощью актеров уточнялись характеры героев, застигнутых кризисом среднего возраста.

Мережко писал сценарий на Никиту Михалкова, с которым и он сам, и Балаян были дружны. Но однажды режиссер увидел по ТВ фрагмент фильма «Мы, нижеподписавшиеся:», где Олег Янковский резал в кадре лимон, но при этом его глаза жили какой-то отдельной, потаенной жизнью, и понял, что должен снимать в «Полетах» только его. Между тем Янковский совсем не горел желанием сниматься на провинциальной студии у неизвестного ему режиссера. И согласился лишь после прочтения сценария, который ему понравился, и встречи с Балаяном, который то ли в шутку, то ли всерьез пообещал ему актерские призы на всех фестивалях. Заодно договорились, что жену героя для пущей достоверности сыграет Людмила Зорина — актриса «Ленкома» и жена Янковского по жизни.

«По-семейному» решилась судьба и других исполнителей. Олега Табакова, который сыграл начальника и друга главного героя, режиссер уже снимал в «Каштанке». Олега Меньшикова, который в фильме уводит у героя его юную любовницу, Балаян присмотрел в ленте киевской студии «Жду и надеюсь». Людмилу Гурченко на роль бывшей возлюбленной героя предложил все тот же Михалков, снявший ее ранее в фильме «Пять вечеров». При встрече Балаян намекнул актрисе, что хотел бы избежать в ее исполнении «концертных» красок. И в качестве эталона сдержанной актерской манеры назвал Анук Эме. «Хорошо, я буду просто молчать на экране», — гордо ответила Гурченко. И эта роль стала одной из лучших в ее биографии.

А что же Михалков?

«Михалков не обиделся, он все понял, — рассказывал мне Балаян. — Никита попросил только снять его хотя бы в символической роли. Я не очень понимал, куда его, такого популярного, приткнуть. Тем не менее сказал: приезжай в Киев, по ходу придумаем для тебя роль. Он приехал. И я снял Никиту в образе его самого — некоего знаменитого режиссера, который снимает в ночном Киеве кино».

Одна из самых важных сцен — пикник на даче по случаю 40-летия героя — была снята в Сочи. Но основной площадкой стал древний русский город Владимир с потускневшей позолотой церковных куполов, потрескавшейся штукатуркой на стенах зданий, расхлябанными мостовыми, припорошенными палой листвой. Атмосфера увядания, осенней печали прекрасно ложилась на замысел фильма, который режиссер для группы сформулировал не без афористического изящества: это кино про дерево, которое стоит в воде и умирает от жажды...

Владимир, впрочем, был выбран для съемок еще и потому, что от него до Москвы — два часа на машине. Это позволяло занятым в «Полетах» актерам вечерами играть в столице спектакли и концерты. Табаков для съемок в своих сценах вставал в пять утра. Янковский был плотно занят в «Ленкоме» и параллельно снимался в фильме «Влюблен по собственному желанию», так что спал он в основном в машине. И кто после этого скажет, что актерский хлеб легкий и сладкий?

Нелегкой оказалась и судьба фильма. После первых просмотров картину сочли безыдейной и даже вредной. Особенно возмутил чинуш образ главного героя, который не любит свою работу, врет коллегам, изменяет жене, не навещает мать, но при этом вызывает неожиданную симпатию. От Балаяна потребовали кучу поправок, в том числе доснять сцену с партсобранием, на котором коллеги должны основательно пройтись по моральному облику Макарова. Режиссер, разумеется, пойти на это не мог.

Решать судьбу картины пришлось председателю Госкино Филиппу Ермашу, который, видимо, уже чувствовал дыхание близкой перестройки. «Фильм Балаяна подрывает основы советской власти?» — спросил он у членов худсовета. Повисла пауза. После ряда переделок лента вышла в прокат в начале 1983 года. Ее пустили вторым экраном. Тем не менее быстро разнеслась молва о талантливом фильме, поднимающем острые нравственные и социальные проблемы. Зрители по всей стране искали «Полеты» в окраинных кинотеатрах. «Это кино про их собственный ком в горле», — объяснял Балаян успех фильма.

В СССР «Полеты» в течение года посмотрели 6,5 млн зрителей. Это, конечно, немного по сравнению с фильмом «Влюблен по собственному желанию», на который было куплено 26 млн билетов. Но и стартовые условия у фильмов были разные. «Полеты», горячо принятые интеллигенцией, были показаны на Каннском фестивале, фильм вышел в международный прокат, о нем спорила советская и мировая пресса. Скоро стало ясно, что это не просто очередной фильм, а манифест поколения и кинематографический шедевр. В 1987-м на волне перестройки лента вышла в повторный прокат и была удостоена Госпремии СССР.

Собственно, «Полеты» и были предвестием грядущих тектонических сдвигов в нашем обществе. Герой фильма, этот сорокалетний мальчик, обаятельный оболтус, закоренелый циник с повадками романтика, подобно героям русской классики, чувствовал себя «лишним человеком» в окружающем его социуме. Тем самым деревом, умирающим от жажды. Когда-то Сергей Макаров был молод, красив, умен, успешен, коль его ценили друзья и любили прекрасные женщины. Но его талантам и силам не нашлось применения в действительности, которую позже назовут клейким словом «застой». И герой сначала ушел во «внутреннюю эмиграцию», а потом переродился в свою противоположность. Так драма одного человека стала символом кризиса всей брежневской эпохи.

О том кризисе буквально кричало настоящее искусство той поры, вспомним ли мы спектакли Таганки, пьесы Вампилова и Розова, песни Высоцкого, книги Трифонова, Распутина, Астафьева, Айтматова, фильмы Элема Климова, Ларисы Шепитько, Глеба Панфилова. «Остановился поезд» — так назывался фильм Вадима Абдрашитова, вышедший одновременно с «Полетами». Случилось это, кстати, вскоре после смерти генсека Брежнева. Поезд, на котором ехала в будущее наша страна, и впрямь встал. Он нуждался в ремонте, своевременной и умной модернизации. Вместо этого стали туго закручивать гайки и лихорадочно менять престарелых машинистов. И у паровоза вскоре сорвало все клапаны...

Но это уже совсем другое кино.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5513
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5156
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...