Департамент культуры города Москвы не будет продлевать контракт с художественным руководителем «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым. Информацию об этом распространил во вторник ТАСС. С конца февраля пути одного из самых известных отечественных режиссеров и одной из самых знаменитых московских театральных площадок перестанут быть формально связаны.
Ну и что, скажет сторонний человек. Театр – государственное учреждение, худрука ему нанимают. Побыл руководителем один – теперь побудет другой, какая разница.
Разница есть. Во-первых, театр – не швейное ателье и не продуктовый магазин. Построить репертуар, воспитать коллектив – дело в огромной степени творческое, а не административное. Во-вторых – надо отличать временщика от создателя. Серебренников – создатель, точнее преобразователь. Человек, в 2012 году пришедший в один из десятков пристойных (скажем так) столичных театров – тот, что носил (и носит) имя Гоголя и даже имел (и имеет – назовем хотя бы Светлану Брагарник) в своем составе несколько актерских звезд, однако давно не будоражил столичную публику сенсационными премьерами. Серебренников сохранил костяк труппы, но усилил ее молодыми воспитанниками своего экспериментального курса Школы-студии МХАТ. «Породнил» с творческим проектом «Седьмая студия». В итоге спектакли «Пробуждение весны», «Мертвые души» «(М)ученик», «Обыкновенная история», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер», «Кафка», «Похороны Сталина», «Ахматова. Поэма без героя», «Маленькие трагедии» и пр. стали украшением московской афиши, зрители ехали на них не только со всех концов столицы, но даже из других городов и стран. Спектакль 2018 года «Барокко» отмечен на фестивалях «Золотая маска», «Звезда театрала», получил приз Ассоциации театральных критиков (к которой имеет честь принадлежать и автор этой заметки). А Риналь Мухаметов или Никита Кукушкин стали звездами не менее яркими, чем премьеры и примы старших поколений.
Но чем дальше, тем труднее деятельность Серебренникова вписывалась в политику культурных властей – московских, федеральных. Время призвавшего его на нынешний пост либерального руководителя столичного Депкульта Сергея Капкова закончилось в 2015 году, а в федеральном Минкульте идеологический мороз начал крепчать еще раньше, с приходом Владимира Мединского, заявившего: «Эксперименты – за свой счет».
А тут еще Кирилл Семенович подмочил свою репутацию прямыми политическими проколами – участием в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!», высказываниями против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот. В конфликте вокруг постановки «Тангейзера» в Новосибирской опере, якобы оскорбившей чувства верующих, занял сторону режиссера Тимофея Кулябина, отметив, что театр — это территория свободы, а религиозные учреждения и их представители должны с уважением относиться к учреждениям светским.
Ясно, что такого деятеля власть будет стараться задвигать. Пиком кампании против Серебренникова стало дело «Седьмой студии» о якобы хищении 129 миллионов рублей – история, о сфабрикованности которой неоднократно говорили самые авторитетные деятели вроде гендиректора Большого театра Владимира Урина или гендиректора «Золотой маски» Марии Ревякиной. Нелепость претензий поразила в июне 2020-го даже судей – замена ими требуемых прокуратурой 6 лет реального срока тремя годами условного в нынешних российских условиях вполне может рассматриваться как вариант оправдания.
Но также было ясно, что судебный этап драмы – не окончательный. Слишком явно вокруг Серебренникова схлестнулись интересы «башен» власти, и то, что одну из них, выглядевшую пототалитарнее, попросили чуть отодвинуться, ничего не значило.
И вот – продолжение сюжета. Надо заметить, пока самое вегетарианское – просто «не продлили контракт». Правда, напомнили об этом в символический момент – как раз когда Гоголь-центр праздновал свой 8-й день рождения, объявлял планы, в числе которых и новая работа самого Кирилла – спектакль «История одного города» по Салтыкову-Щедрину…
Но ведь в России от вегетарианской благости до самого натурального людоедства один шаг. Знаем мы и то, как легко условный срок заменить реальным. За примерами ходить далеко не надо.
На этом можно было бы закончить, но тут пришло сообщение о премьере в театре «Школа современной пьесы»: 7 февраля с авторским представлением «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина» здесь выступит не кто-нибудь – сам глава Департамента культуры Александр Кибовский. Если кого-то это удивит, напомню: Александр Владимирович – по основной специальности историк, специалист по атрибуции портретов, автор книги «500 неизвестных» о старинных холстах с восстановленной персоналией. Давать подобные моноспектакли на историческую тему ему не в новость.
Все прекрасно, и в другой ситуации я, может быть, сам бы с интересом поддержал подобный симбиоз искусства и власти, которым в кои-то веки оказалось по пути. Вот только как мне сейчас смотреть в глаза человеку, который сам себя в театре – видит, а крупного режиссера, ставшего одним из символов новой волны в российской культуре – нет?