Главная Культура 00:04 02 Декабря 2022 12118
Корабль дураков на острове невезения

Что не так с фильмом-победителем Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
В «Треугольнике печали» достается и пресыщенной, неправедно разбогатевшей буржуазии, и пролетариату. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Шведский режиссер Рубен Эстлунд пять лет назад уже получал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Квадрат». «Треугольник печали», выходящий в эти дни в российский прокат, принес ему вторую «Пальму». До Эстлунда дважды каннское золото завоевывали лишь Фрэнсис Форд Коппола, Сехей Имамура, Билле Аугуст, Михаэль Ханеке, Эмир Кустурица, Кен Лоуч и братья Дарденн. Так что можно смело считать, что режиссер, независимо от отношения к его ярким и спорным фильмам, уже принят в престижный клуб мировой киноэлиты.

Новый фильм горячего скандинавского парня Рубена Эстлунда — его дебют в англоязычном кино. И это, безусловно, его самый амбициозный проект. Для съемок «Треугольника» была арендована суперъяхта «Кристина О», на борту которой доводилось отдыхать Жаклин Кеннеди, Фрэнку Синатре, Марии Каллас, Полу Маккартни, Мэрилин Монро. В фильме сыграли актеры из десяти стран. На съемки, проходившие в Швеции и Греции, голливудский первач Вуди Харрельсон прилетал в Европу из США, что было непросто из-за острой ситуации с ковидом.

«Треугольник печали» завершает так называемую «антикапиталистическую трилогию» режиссера, начатую «Форс-мажором» и продолженную уже упоминавшимся «Квадратом». Если «Форс-мажор» препарировал, главным образом, кризис европейских семейных ценностей, а «Квадрат» едко глумился над современным (псевдо)искусством, то «Треугольник печали» захватывает в свой крупноячеистый невод сразу множество идей и тем: от модельного бизнеса и гендерного равноправия до модели современной цивилизации.

Главными героями фильма стала парочка топ-моделей: мускулистый красавчик Карл (Харрис Дикинсон) и сексапильная Яя (актриса Чарлби Дин Крик скоропостижно скончалась от неизвестной болезни вскоре после премьеры фильма в Каннах). Благодаря своей гламурной профессии молодые любовники оказались на круизном корабле. Они люди не бедные, хотя без видимого стыда выясняют, чья очередь платить за ужин в ресторане, но выглядят сущими нищебродами по сравнению с окружающими их богачами — как на подбор карикатурными.

На яхте компанию главным героям составляют русский олигарх Дмитрий (Златко Бурич) с женой и любовницей в одном флаконе, сделавший свое состояние на удобрениях (с долей здорового цинизма он называет себя «королем дерьма»); семейная пара ветхих аристократов-англичан, торгующих по всему миру смертоносным оружием, от которого в итоге погибнут сами; шведский айтишник, разбогатевший на производстве сомнительных компьютерных программ; наконец, ушедший в глубокий запой капитан корабля (Вуди Харрельсон), в редкие минуты просветления исповедующий марксизм...

Изнуренная жарой и аперитивами, публика бессмысленно убивает па палубе день за днем в ожидании праздничного ужина, который капитан назначил на четверг (не иначе, как ироническая аллюзия режиссера на Чистый четверг), рассчитывая к этому дню выйти из запоя. По иронии судьбы в пресловутый четверг на яхту обрушивается шторм. От адской качки гостей начинает тошнить только что выпитым элитным алкоголем и съеденными устрицами, омарами, черной икрой. Блевотина вперемежку с хлынувшими из унитазов нечистотами заливает каюты, а заодно, кажется, и киноэкран — зрелище, прямо скажем, не для брезгливых зрителей. Не исключено, что некоторых из них по ходу фильма будет слегка подташнивать.

Кажется, мысль режиссера предельно ясна: он порицает мир циничного капитала, который обжирается и в буквальном смысле слова обгаживается, пока в машинном отделении в поту трудятся простые работяги, главным образом, азиаты. Но вот корабль, взорванный пиратами тем самым оружием, которым торгуют англичане, идет на дно. Немногих спасшихся пассажиров выбрасывает на необитаемый остров. Дорогие айфоны, часы «ролекс», пачки размокших банкнот здесь превращаются в мусор.

Главенствовать на острове начинает Эбигейл (Долли де Леон) — азиатка в годах и уборщица туалетов по роду занятий. На спасательной шлюпке она привозит немного воды и еды. А еще Эбигейл умеет развести огонь и выловить рыбу. Это дает ей основания установить на острове единоличную диктатуру и затянуть к себе в постель красавчика Карла, который за еду предает свою прежнюю пассию. С чем Яя, впрочем, легко мирится, получая в качестве отступного печеньки.

Получается, Эстлунд в «Треугольнике печали» не щадит не только пресыщенную, неправедно разбогатевшую буржуазию, но и пролетариат. Не только белых господ, но и «цветную» прислугу. А еще он обрушивает свой сарказм на фэшн-индустрию и на обслуживающих ее СМИ. На феминизм и культ мужской маскулинности. На производителей оружия и вскормленный ими мировой разбой. На бездушный капитализм и обанкротившийся марксизм-ленинизм. На западную демократию и восточную автократию. Кажется, Эстлунд разуверился в человеке и человечестве. И вместе с взорванным кораблем пустил современную цивилизацию на дно.

Что называется, имеет право, на то она и свобода творчества. Если бы только его сатира не была местами столь откровенно груба, а метафоры — столь прямолинейны. Если бы комедия человеческих нравов и пороков не выглядела вызывающе не смешной — за весь фильм я улыбнулся полтора раза. Если бы экранные персонажи не выглядели одномерными фриками, не вызывающими интереса. Если бы это кино не длилось два с половиной томительных часа. И если бы «Треугольник печали» не проигрывал с большим отрывом «Скромному обаянию буржуазии» Бунюэля, «Сладкой жизни» Феллини — фильмам, снятым на схожую тему, но неизмеримо более убедительным по глубине социального анализа и художественному мастерству.

Мне кажется, это не лучший фильм Эстлунда. И это один из самых спорных каннских триумфаторов за последние годы. Примечательно, что Швеция, производящая порядка двух десятков фильмов в год, выдвинула на «Оскар» не «Треугольник печали», а политический триллер «Заговор в Каире», получивший на том же Каннском фестивале скромный приз за лучший сценарий. Когда обладатель «Золотой пальмовой ветви» не попадает даже в длинный оскаровский список — это, согласитесь, о чем-то, да говорит...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5538
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5187
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...