Главная Культура 00:04 02 Декабря 2022 11952
Корабль дураков на острове невезения

Что не так с фильмом-победителем Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
В «Треугольнике печали» достается и пресыщенной, неправедно разбогатевшей буржуазии, и пролетариату. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Шведский режиссер Рубен Эстлунд пять лет назад уже получал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Квадрат». «Треугольник печали», выходящий в эти дни в российский прокат, принес ему вторую «Пальму». До Эстлунда дважды каннское золото завоевывали лишь Фрэнсис Форд Коппола, Сехей Имамура, Билле Аугуст, Михаэль Ханеке, Эмир Кустурица, Кен Лоуч и братья Дарденн. Так что можно смело считать, что режиссер, независимо от отношения к его ярким и спорным фильмам, уже принят в престижный клуб мировой киноэлиты.

Новый фильм горячего скандинавского парня Рубена Эстлунда — его дебют в англоязычном кино. И это, безусловно, его самый амбициозный проект. Для съемок «Треугольника» была арендована суперъяхта «Кристина О», на борту которой доводилось отдыхать Жаклин Кеннеди, Фрэнку Синатре, Марии Каллас, Полу Маккартни, Мэрилин Монро. В фильме сыграли актеры из десяти стран. На съемки, проходившие в Швеции и Греции, голливудский первач Вуди Харрельсон прилетал в Европу из США, что было непросто из-за острой ситуации с ковидом.

«Треугольник печали» завершает так называемую «антикапиталистическую трилогию» режиссера, начатую «Форс-мажором» и продолженную уже упоминавшимся «Квадратом». Если «Форс-мажор» препарировал, главным образом, кризис европейских семейных ценностей, а «Квадрат» едко глумился над современным (псевдо)искусством, то «Треугольник печали» захватывает в свой крупноячеистый невод сразу множество идей и тем: от модельного бизнеса и гендерного равноправия до модели современной цивилизации.

Главными героями фильма стала парочка топ-моделей: мускулистый красавчик Карл (Харрис Дикинсон) и сексапильная Яя (актриса Чарлби Дин Крик скоропостижно скончалась от неизвестной болезни вскоре после премьеры фильма в Каннах). Благодаря своей гламурной профессии молодые любовники оказались на круизном корабле. Они люди не бедные, хотя без видимого стыда выясняют, чья очередь платить за ужин в ресторане, но выглядят сущими нищебродами по сравнению с окружающими их богачами — как на подбор карикатурными.

На яхте компанию главным героям составляют русский олигарх Дмитрий (Златко Бурич) с женой и любовницей в одном флаконе, сделавший свое состояние на удобрениях (с долей здорового цинизма он называет себя «королем дерьма»); семейная пара ветхих аристократов-англичан, торгующих по всему миру смертоносным оружием, от которого в итоге погибнут сами; шведский айтишник, разбогатевший на производстве сомнительных компьютерных программ; наконец, ушедший в глубокий запой капитан корабля (Вуди Харрельсон), в редкие минуты просветления исповедующий марксизм...

Изнуренная жарой и аперитивами, публика бессмысленно убивает па палубе день за днем в ожидании праздничного ужина, который капитан назначил на четверг (не иначе, как ироническая аллюзия режиссера на Чистый четверг), рассчитывая к этому дню выйти из запоя. По иронии судьбы в пресловутый четверг на яхту обрушивается шторм. От адской качки гостей начинает тошнить только что выпитым элитным алкоголем и съеденными устрицами, омарами, черной икрой. Блевотина вперемежку с хлынувшими из унитазов нечистотами заливает каюты, а заодно, кажется, и киноэкран — зрелище, прямо скажем, не для брезгливых зрителей. Не исключено, что некоторых из них по ходу фильма будет слегка подташнивать.

Кажется, мысль режиссера предельно ясна: он порицает мир циничного капитала, который обжирается и в буквальном смысле слова обгаживается, пока в машинном отделении в поту трудятся простые работяги, главным образом, азиаты. Но вот корабль, взорванный пиратами тем самым оружием, которым торгуют англичане, идет на дно. Немногих спасшихся пассажиров выбрасывает на необитаемый остров. Дорогие айфоны, часы «ролекс», пачки размокших банкнот здесь превращаются в мусор.

Главенствовать на острове начинает Эбигейл (Долли де Леон) — азиатка в годах и уборщица туалетов по роду занятий. На спасательной шлюпке она привозит немного воды и еды. А еще Эбигейл умеет развести огонь и выловить рыбу. Это дает ей основания установить на острове единоличную диктатуру и затянуть к себе в постель красавчика Карла, который за еду предает свою прежнюю пассию. С чем Яя, впрочем, легко мирится, получая в качестве отступного печеньки.

Получается, Эстлунд в «Треугольнике печали» не щадит не только пресыщенную, неправедно разбогатевшую буржуазию, но и пролетариат. Не только белых господ, но и «цветную» прислугу. А еще он обрушивает свой сарказм на фэшн-индустрию и на обслуживающих ее СМИ. На феминизм и культ мужской маскулинности. На производителей оружия и вскормленный ими мировой разбой. На бездушный капитализм и обанкротившийся марксизм-ленинизм. На западную демократию и восточную автократию. Кажется, Эстлунд разуверился в человеке и человечестве. И вместе с взорванным кораблем пустил современную цивилизацию на дно.

Что называется, имеет право, на то она и свобода творчества. Если бы только его сатира не была местами столь откровенно груба, а метафоры — столь прямолинейны. Если бы комедия человеческих нравов и пороков не выглядела вызывающе не смешной — за весь фильм я улыбнулся полтора раза. Если бы экранные персонажи не выглядели одномерными фриками, не вызывающими интереса. Если бы это кино не длилось два с половиной томительных часа. И если бы «Треугольник печали» не проигрывал с большим отрывом «Скромному обаянию буржуазии» Бунюэля, «Сладкой жизни» Феллини — фильмам, снятым на схожую тему, но неизмеримо более убедительным по глубине социального анализа и художественному мастерству.

Мне кажется, это не лучший фильм Эстлунда. И это один из самых спорных каннских триумфаторов за последние годы. Примечательно, что Швеция, производящая порядка двух десятков фильмов в год, выдвинула на «Оскар» не «Треугольник печали», а политический триллер «Заговор в Каире», получивший на том же Каннском фестивале скромный приз за лучший сценарий. Когда обладатель «Золотой пальмовой ветви» не попадает даже в длинный оскаровский список — это, согласитесь, о чем-то, да говорит...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?