Первые российские благотворительные магазины появились в Санкт-Петербурге, затем идея продать что-то и вырученные средства отправить нуждающимся прижилась в регионах. И только спустя два года магазин, где покупатель сразу становится благотворителем, открылся в Москве.
Как рассказывают организаторы первого питерского магазина «Спасибо» (работает с 2010 года), принцип состоит в следующем. Магазин принимает одежду у граждан, отбирает то, что можно продать или отправить в благотворительные фонды, продает товар, получает деньги, оплачивает свои расходы, включая заработную плату персонала, а прибыль перечисляет на конкретные благотворительные проекты.
«Нам никто из властных структур не помогал, мы окупаемся, но со спонсорами было бы легче», — объяснила «Труду» управляющая магазином-первопроходцем в Санкт-Петербурге Светлана Тимина.
По словам Тиминой, для открытия такого магазина необходимо помещение в центре города площадью не менее 100 квадратных метров, которые можно будет использовать под зал и склад. Еще нужен руководитель (он же — идейный вдохновитель), отвечающий за бюрократические формальности, бухгалтерию и вообще за организацию работы. Кроме того, в магазине должен быть хотя бы один продавец, получающий зарплату, и волонтер, готовый помочь рассортировать товар и доставить груз.
«Мы думали, что сразу будет большая прибыль (благотворительность должна была привлечь людей), но оказалось, не так все просто. Около года ушло только на отработку процесса. И один-три месяца магазин точно будет убыточным, поэтому без стартового капитала начинать никак нельзя», — вздохнула Тимина.
За 2011 год на проекты, которые поддерживает «Спасибо», удалось перечислить около 150 тысяч рублей, хотя организаторы надеялись собрать гораздо больше. Сейчас благотворительные магазины открылись и в других регионах, но успешность проектов прогнозировать по-прежнему сложно.
«Я решила сделать такой магазин в Казани, — рассказывает организатор магазина „Благо“ Роза Бакирова. — Нам администрация города дала грант в 30 тысяч рублей, но этих денег не хватает, мы хотим попросить бесплатное помещение. Думаю, что до Нового года точно доработаем, а потом посмотрим».
По словам Бакировой, жители города приносят старую одежду совсем не с желанием кому-то помочь, а потому, что им жалко ее выбрасывать. Тем не менее покупатели или дарители очень эмоционально реагируют, когда узнают, что магазин отчисляет деньги в детские фонды.
«На словах все готовы, но уделить полчаса на помощь в магазине редко кто может», — объясняет Бакирова.
Светлана Тимина согласна со своей казанской коллегой. Она полагает, что идея благотворительных магазинов пока не прижилась в России: «Люди готовы перечислить деньги, но тратить свое время — не очень. А благотворительный магазин требует времени».
Между тем Екатерина Брамант, директор фонда «Детские сердца», намерена развить в Москве целую сеть подобных магазинов. На днях открылся первый из них — «Лавка радостей» в Ветошном переулке. Помещение предоставили спонсоры, а работать в нем будут волонтеры. «Сейчас у меня очередь стоит из людей, которые хотят продавать вещи в магазине. Им кажется, что это очень романтично», — заверила Брамант.
По ее мнению, сеть удастся развить, если у благотворительных магазинов будет правовой статус: «Стандартного пути просто нет, так как нет ни закона, ни каких-либо положений о благотворительных магазинах. Каждый город делает по-своему».
Например, московский магазин собирается копировать довольно удачный опыт Волгограда. В нем не будут продавать товар, а предложат всем желающим внести благотворительный взнос — сумму, которую готов заплатить покупатель за конкретную вещь. При этом покупатель сможет выбрать действительно красивую и интересную вещь. «Мы будем брать на продажу только отличные вещи, дизайнерские. В Москве ведь достаточно людей, которые не занашивают свою „гучу“ до дыр», — заметила Брамант.