Как объяснил министр, до сих пор конкурс Чайковского совпадал по срокам с чемпионатом мира по футболу, и это создавало лишние организационные трудности, не говоря уже о недовольстве публики. Была у министра и еще одна серьезная новость: впервые оргкомитет соревнования согласился возглавить всемирно известный музыкант, 79-летний Мстислав РОСТРОПОВИЧ. Вот что услышал корреспондент "Труда" от самого Мстислава Леопольдовича:
- С конкурсом Чайковского у меня многое связано. Вспоминаю 1958 год, самый первый конкурс, триумф на нем моего друга, американского пианиста Вана Клиберна... Какая это была сенсация, что творилось в Москве, а потом в Нью-Йорке, где победителю устроили грандиозную встречу! Кстати, очень высокие инстанции перед тем конкурсом просили меня выступить на торжественном концерте открытия, сыграть "Вариации на тему рококо" Чайковского. Я категорически отказался - сказал, что в соревновании участвуют только скрипачи и пианисты. Вот когда включат в программу виолончелистов, тогда я тоже выступлю... И демарш подействовал, уже на втором конкурсе виолончелисты участвовали в программе.
Потом, к сожалению, я на долгое время оказался оторван от конкурса. В мае 1974 года, за несколько дней до открытия очередного соревнования, одна очень высокая персона в Министерстве культуры СССР сказала, что я должен срочно покинуть страну. Очевидно, это было сделано для того, чтобы я не мог появиться в жюри. Мне пришлось уехать спешно, без жены Гали и дочерей, так как им надо было закончить учебный год в школе, они присоединились ко мне только через два месяца. И 17 лет мы были разлучены с родной, любимой страной.
- Многое ли в вашем восприятии России за годы изгнания изменилось?
- Безусловно, и к лучшему. Поэтому, когда теперешний министр культуры (для меня, кстати, важно, что он музыкант, питомец моей родной Московской консерватории, а в какой-то период ее ректор) попросил меня вернуться в конкурс, я воспринял это как символический знак и с радостью согласился.
Но, к сожалению, за прошедшие десятилетия в стране произошли и негативные изменения. Я вспоминаю, каким большим авторитетом пользовалась прежде классическая музыка. Сегодня подобное трудно себе представить. Когда я включаю телевизор, там мелькает множество девочек с красивыми фигурами, но совершенно безголосых, а серьезного, по-настоящему глубокого искусства практически нет. И газеты (которые тоже разительно изменились) охотно посвящают этим девочкам вульгарные заметки, рассчитанные на публику с не очень развитым вкусом. Мне кажется, мы должны использовать такое крупное событие, как конкурс Чайковского, чтобы вернуть интерес общества к классической музыке.
У меня перед глазами примеры зарубежных музыкальных соревнований - сколько о них делается телепередач, целые фильмы снимаются. Неужели Россия - менее культурная страна, чем, допустим, Бельгия или Польша? Я уж не говорю о том, что мы несем ответственность за высокое имя нашего конкурса. Оно ведь тоже привлекает сюда и мэтров, и молодежь: Чайковского любят во всем мире, он символизирует для людей Россию.
- Мстислав Леопольдович, но ведь не секрет - престиж конкурса имени Чайковского за последние лет 20 в мире сильно упал...
- Естественно, самое первое, о чем должны заботиться организаторы, - это уровень жюри, те известные всему миру артисты, которые соглашаются стать арбитрами. Какие удивительные музыканты к нам приезжали в 60-е годы - Григорий Пятигорский, Морис Марешаль, Гаспар Кассадо, Пьер Фурнье... Это гиганты виолончельного искусства! Надеюсь, что и теперь виднейшие музыканты мира откликнутся на приглашение, под которым стоит и моя, хорошо известная им подпись. Кстати, иностранные участники и составят в основном жюри, а вот председателями будут россияне - Николай Петров у пианистов, Владимир Спиваков у скрипачей, Наталья Шаховская у виолончелистов и Ирина Богачева у певцов.
- Репутация конкурса зависит и от того, в каком месте он проходит. Одно дело - всемирно известный Большой зал консерватории, другое - какая-нибудь новая, пусть и современно оборудованная площадка. Но известно, что БЗК в ближайшее время закроется на капитальный ремонт...
- Понимая это, я направил письмо мэру Москвы Юрию Лужкову и имею от него письменный ответ с гарантией, что важнейшие мероприятия - празднование 100-летия Шостаковича в сентябре этого года и конкурс Чайковского в июне будущего пройдут именно в Большом зале.
- Вы и в юбилейных концертах Шостаковича принимаете участие?
- Об этом меня попросила семья Дмитрия Дмитриевича. Не говорю уж о том, что лично для меня значит имя этого великого композитора. Мы договорились, что я продирижирую Госоркестром в день юбилея, 25 сентября. 1-й скрипичный концерт исполнит Виктор Третьяков, а потом прозвучит 8-я симфония, которую люблю особенно. Я ведь был студентом Шостаковича по классу инструментовки в Московской консерватории. Один раз профессор нам сказал: знаете, я сегодня не смогу с вами заниматься, потому что будет репетиция моей новой, 8-й симфонии в Большом зале. Вы, добавил он, тоже можете прийти и послушать... Конечно, я пошел и никогда не забуду впечатления, которое получил от музыки.
- Извините, но раз речь зашла о Шостаковиче... Уж, наверное, пару лет никак не затихнет конфликт вокруг петербургской квартиры, где когда-то жил композитор. Вы ее выкупили, сделали ремонт, но соседи предъявили иск - якобы вы их "заливаете"...
- И в эту, и в соседскую квартиру заходила весьма солидная инспекция и ничего криминального не обнаружила. На сегодняшний день тому, кто подал на меня иск, в петербургском суде отказано. Не знаю, может, он после этого в страсбургский обратится... Вообще пришлось с этой квартирой повозиться. Надо было расселить три семьи, один алкоголик очень долго торговался - то соглашался ехать в предлагаемую ему лучшую квартиру, то отказывался. Но в результате мне удалось полностью восстановить квартиру Шостаковича такой, какой она была в 1930 годы, когда он писал в ней 1-ю симфонию, оперу "Леди Макбет Мценского уезда", балеты. Теперь занимаюсь устройством здесь музея. Как и в квартире Мусоргского, которую я тоже выкупил, там четыре семьи пришлось расселять. Но это мой долг перед теми, кого уже нет в этом мире и кто меня ждет...