КОНКУРС ЧАЙКОВСКОГО НАДО СПАСАТЬ

Конкурс имени Чайковского до недавнего времени казался таким же незыблемым культурным символом России, как Большой театр или ансамбль Моисеева. Однако эпоха перемен во все вносит свои коррективы. Начать с того, что впервые за полвека "сбивается ритм" этого крупнейшего международного соревнования академических музыкантов: если в прошлом оно проходило раз в четыре года, то очередной, XIII конкурс состоится не в 2006-м, а в 2007 году, с 12 по 30 июня. Об этом сообщил на днях министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.

Как объяснил министр, до сих пор конкурс Чайковского совпадал по срокам с чемпионатом мира по футболу, и это создавало лишние организационные трудности, не говоря уже о недовольстве публики. Была у министра и еще одна серьезная новость: впервые оргкомитет соревнования согласился возглавить всемирно известный музыкант, 79-летний Мстислав РОСТРОПОВИЧ. Вот что услышал корреспондент "Труда" от самого Мстислава Леопольдовича:
- С конкурсом Чайковского у меня многое связано. Вспоминаю 1958 год, самый первый конкурс, триумф на нем моего друга, американского пианиста Вана Клиберна... Какая это была сенсация, что творилось в Москве, а потом в Нью-Йорке, где победителю устроили грандиозную встречу! Кстати, очень высокие инстанции перед тем конкурсом просили меня выступить на торжественном концерте открытия, сыграть "Вариации на тему рококо" Чайковского. Я категорически отказался - сказал, что в соревновании участвуют только скрипачи и пианисты. Вот когда включат в программу виолончелистов, тогда я тоже выступлю... И демарш подействовал, уже на втором конкурсе виолончелисты участвовали в программе.
Потом, к сожалению, я на долгое время оказался оторван от конкурса. В мае 1974 года, за несколько дней до открытия очередного соревнования, одна очень высокая персона в Министерстве культуры СССР сказала, что я должен срочно покинуть страну. Очевидно, это было сделано для того, чтобы я не мог появиться в жюри. Мне пришлось уехать спешно, без жены Гали и дочерей, так как им надо было закончить учебный год в школе, они присоединились ко мне только через два месяца. И 17 лет мы были разлучены с родной, любимой страной.
- Многое ли в вашем восприятии России за годы изгнания изменилось?
- Безусловно, и к лучшему. Поэтому, когда теперешний министр культуры (для меня, кстати, важно, что он музыкант, питомец моей родной Московской консерватории, а в какой-то период ее ректор) попросил меня вернуться в конкурс, я воспринял это как символический знак и с радостью согласился.
Но, к сожалению, за прошедшие десятилетия в стране произошли и негативные изменения. Я вспоминаю, каким большим авторитетом пользовалась прежде классическая музыка. Сегодня подобное трудно себе представить. Когда я включаю телевизор, там мелькает множество девочек с красивыми фигурами, но совершенно безголосых, а серьезного, по-настоящему глубокого искусства практически нет. И газеты (которые тоже разительно изменились) охотно посвящают этим девочкам вульгарные заметки, рассчитанные на публику с не очень развитым вкусом. Мне кажется, мы должны использовать такое крупное событие, как конкурс Чайковского, чтобы вернуть интерес общества к классической музыке.
У меня перед глазами примеры зарубежных музыкальных соревнований - сколько о них делается телепередач, целые фильмы снимаются. Неужели Россия - менее культурная страна, чем, допустим, Бельгия или Польша? Я уж не говорю о том, что мы несем ответственность за высокое имя нашего конкурса. Оно ведь тоже привлекает сюда и мэтров, и молодежь: Чайковского любят во всем мире, он символизирует для людей Россию.
- Мстислав Леопольдович, но ведь не секрет - престиж конкурса имени Чайковского за последние лет 20 в мире сильно упал...
- Естественно, самое первое, о чем должны заботиться организаторы, - это уровень жюри, те известные всему миру артисты, которые соглашаются стать арбитрами. Какие удивительные музыканты к нам приезжали в 60-е годы - Григорий Пятигорский, Морис Марешаль, Гаспар Кассадо, Пьер Фурнье... Это гиганты виолончельного искусства! Надеюсь, что и теперь виднейшие музыканты мира откликнутся на приглашение, под которым стоит и моя, хорошо известная им подпись. Кстати, иностранные участники и составят в основном жюри, а вот председателями будут россияне - Николай Петров у пианистов, Владимир Спиваков у скрипачей, Наталья Шаховская у виолончелистов и Ирина Богачева у певцов.
- Репутация конкурса зависит и от того, в каком месте он проходит. Одно дело - всемирно известный Большой зал консерватории, другое - какая-нибудь новая, пусть и современно оборудованная площадка. Но известно, что БЗК в ближайшее время закроется на капитальный ремонт...
- Понимая это, я направил письмо мэру Москвы Юрию Лужкову и имею от него письменный ответ с гарантией, что важнейшие мероприятия - празднование 100-летия Шостаковича в сентябре этого года и конкурс Чайковского в июне будущего пройдут именно в Большом зале.
- Вы и в юбилейных концертах Шостаковича принимаете участие?
- Об этом меня попросила семья Дмитрия Дмитриевича. Не говорю уж о том, что лично для меня значит имя этого великого композитора. Мы договорились, что я продирижирую Госоркестром в день юбилея, 25 сентября. 1-й скрипичный концерт исполнит Виктор Третьяков, а потом прозвучит 8-я симфония, которую люблю особенно. Я ведь был студентом Шостаковича по классу инструментовки в Московской консерватории. Один раз профессор нам сказал: знаете, я сегодня не смогу с вами заниматься, потому что будет репетиция моей новой, 8-й симфонии в Большом зале. Вы, добавил он, тоже можете прийти и послушать... Конечно, я пошел и никогда не забуду впечатления, которое получил от музыки.
- Извините, но раз речь зашла о Шостаковиче... Уж, наверное, пару лет никак не затихнет конфликт вокруг петербургской квартиры, где когда-то жил композитор. Вы ее выкупили, сделали ремонт, но соседи предъявили иск - якобы вы их "заливаете"...
- И в эту, и в соседскую квартиру заходила весьма солидная инспекция и ничего криминального не обнаружила. На сегодняшний день тому, кто подал на меня иск, в петербургском суде отказано. Не знаю, может, он после этого в страсбургский обратится... Вообще пришлось с этой квартирой повозиться. Надо было расселить три семьи, один алкоголик очень долго торговался - то соглашался ехать в предлагаемую ему лучшую квартиру, то отказывался. Но в результате мне удалось полностью восстановить квартиру Шостаковича такой, какой она была в 1930 годы, когда он писал в ней 1-ю симфонию, оперу "Леди Макбет Мценского уезда", балеты. Теперь занимаюсь устройством здесь музея. Как и в квартире Мусоргского, которую я тоже выкупил, там четыре семьи пришлось расселять. Но это мой долг перед теми, кого уже нет в этом мире и кто меня ждет...