Главная Культура 00:12 02 Марта 2018 9772
В наше время Салтычиху бы вылечили…

На «Первом» шел исторический сериал «Вольная грамота», на «России» - «Кровавая барыня». А вдруг эта тематика связана с грядущими выборами?..

Сергей Беднов
Кадр из сериала «Кровавая барыня» с сайта kinopoisk.ru

Целых две недели из телевизора неслись крики истязаемых, стоны умирающих и злобные голоса сатрапов. Две недели ведущие федеральные каналы показывали наше бесславное прошлое. А точнее — ту его часть, что была омрачена игом крепостничества. На «Первом» шел исторический сериал «Вольная грамота», на «России» — «Кровавая барыня». С чего бы такое совпадение? Может, дата какая круглая? Но нет. Ни юбилея Александра II — освободителя, ни годовщины отмены российского рабства в эти дни не случилось... А вдруг тематика, дружно вываленная на зрителей, как-то связана с грядущими выборами? Дескать, не пойдете голосовать, глядишь, и до такого докатитесь. Мало ли кто к власти-то придет?! Геи на передержке еще цветочками покажутся... Хотя, пожалуй, и это не годится. Так что будем считать случившееся очередным парадоксом контрпрограммирования.

Любой человек, успевший поучиться в советской школе, знает, кто такая Салтычиха. Это барыня-садистка, замучившая до смерти больше сотни своих холопов, за что была наказана и значительную часть жизни провела в яме. Если полистать исторические фолианты, то сведения о ней, конечно, увеличатся, но ненамного. Мы узнаем, что благодаря замужеству означенное существо, которому Екатерина II отказала в праве называться женщиной, принадлежало к одному из самых знатных родов страны, что была она баснословно богата, что среди ее жертв больше всего молодых дворовых девок. А бесчинства, устраиваемые ею, долго удавалось скрывать благодаря взяткам и шантажу. Вот, собственно, почти и все.

А теперь попробуем представить, чем руководствовались авторы «Кровавой барыни», выбирая в качестве героини столь одиозную фигуру. И понять, как они решились на целых 16 серий при такой-то скупости фактов.

Ну с первым все более-менее ясно. Скажем, снимая проект про Софию Палеолог, придется для начала объяснить зрителю, кто это такая. А про Салтычиху, как уже было сказано, каждая собака 45+ знает. Кроме того, народ любит кино про упырей. Из недавних примеров — основанные на отечественной криминалистике рейтинговые проекты «Мосгаз» и «Паук». Да что там далеко ходить, коли наши телевизионщики уже вовсю работают над сериалом про ангарского маньяка, только-только начавшего отбывать свой пожизненный срок?!

А как же со вторым? То есть с явным несоответствием объема исторического материала и многочасового хронометража задуманного продукта? Тут еще проще. Для начала на первой странице сценария, сразу под названием, пишем фразу, избавляющую от всякой ответственности за достоверность. Что-нибудь про вольную интерпретацию реальных событий. Затем на полную катушку врубаем фантазию. И вот с ней-то у сценаристки «Кровавой барыни» все в порядке. В качестве подтверждения приведем один лишь сюжетный пример. У Дарьи Салтыковой есть сын, но родила она его не от мужа, а от его родственника — Сергея Салтыкова. У другого исторического персонажа сериала — Екатерины II — тоже есть сын. Но и она родила его не от законного супруга, то есть Петра III, а от: Догадайтесь с первого раза, от кого! Да-да, от своего фаворита Сергея Салтыкова! То есть получается, что наследник российского престола — родной брат салтычихиного мальчишки! Добавим для интриги письмо, в котором Екатерина признается любовнику в том, что Павел I — плоть от плоти его. А потом отправим эту бумагу в руки Дарьи. Как говорил герой Басова — о, сюжет!

Об ужасах. С этим добром в «Барыне» тоже все в порядке. Крестьян и в особенности крестьянок в сериале режут, топят, взрывают, им отрезают языки и заживо закапывают. Не слишком натуралистично, но достаточно ярко для того, чтобы поставить возрастное ограничение 16+. Сцены на ночном кладбище, на болоте, озаряемом полной луной, добавляют мрачного колорита. Наличествует и ведьма, колдующая над своим страшным зельем. Внешность у нее столь классическая, что невольно вспоминаешь Милляра.

Теперь главное. Экранный маньяк не будет интересен одним лишь разнообразием способов умерщвления жертв. Сериальный вурдалак должен как-то эволюционировать, обладать некой психологией. Он не может быть плоским как шпала и вызывать одно лишь отвращение — тогда зритель просто выключит телевизор. Напротив, ему необходимо быть понятым аудиторией и даже где-то вызвать сочувствие.

Зная об этом, авторы делают из героини не просто маньячку, получающую удовольствие от истязания людей. А женщину, унаследовавшую от матери с бабкой тяжелое психическое заболевание, которое прогрессирует по мере все новых и новых страданий, сып-лющихся на ее больную голову. Любимый человек предает, и не раз. Пытается убить. Стоит ей только к кому-то привязаться — предательство с его стороны также становится неизбежным. Создатели сериала стараются всячески подчеркнуть симптомы душевного недуга. Так, наиболее кровавые расправы Салтычиха устраивает в период полнолуния, которое, как известно, действует на нездоровую психику. Трудно сказать, посещала ли актриса Юлия Снигирь при подготовке к роли психдиспансеры, читала ли специальную литературу, но образ умалишенной ей удался.

Но тут возникает щекотливый момент. Если все преступления Дарья совершала в невменяемом состоянии, да еще вследствие несчастной любви, то, значит, не так уж она и виновата? И место ей не в страшной яме, а в желтом доме, где, глядишь, «и ее вылечат»...

С «Вольной грамотой» все проще. Если кто видел «Бедную Настю» — так это один в один. Благородный князь растит юную Полину как свою дочь. Да, собственно, она ею и является. Но вот беда: очаровательную девушку родила крепостная, значит, и сама она такая же бесправная тварь. Князь умирает, не успев отпустить красавицу на волю. Усадьбу вместе с холопами выкупает другой барин, плохой. Он наказывает крестьян кнутом и домогается Полины, в которую, в свою очередь, влюблен его брат. Ну и так далее. Ужасов невольничества в «Грамоте» мало, да и какие-то они слишком картинные. Зато старина наша показана во всей красе. Зеленые поля, голубые небеса, удалые и добродушные крестьяне в ладных рубахах, веселые аккуратненькие крестьянки, очаровательные детишки без соплей и золотухи. Лепота! Ну не до такой степени, как в «Барышне-крестьянке» с Кориковой, но что-то вроде того.

Но при чем здесь крепостное право? Да особенно и ни при чем. В обоих случаях оно послужило лишь зацепкой, позволившей разукрасить две сказки. Одну — в жанре триллера про больную бабу. Вторую — мелодраму о бедной, но благородной девице. Достоинства сериалов не равны. «Грамота», конечно, куда слабей. Но и тут и там хочется задать вопрос: ребята, ну зачем на две недели растягивать то, что вполне уместилось бы в одну?..

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5560
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5213
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...