За 14 последних лет трамвайное сообщение ликвидировали в Карпинске, Шахтах и Архангельске. И если в Москве демонтаж путей еще можно объяснить тем, что трамваи способствуют созданию пробок на магистралях, то какие пробки в провинциальных Шахтах? В Ростове-на-Дону рьяные градоначальники уничтожили две трети трамвайной сети, закрыли 15 маршрутов из 20 и два депо - из четырех. Не лучше ситуация в Воронеже: там закрыто 14 маршрутов из 20 и оставили единственное депо. Кроме того, воронежцы "списали" и разрезали на металлолом все чехословацкие вагоны "Татра". Три года назад за ликвидацию трамвая взялся Липецк: в восточной части города уже разобрали пути. В Смоленске, Курске, Ярославле, Новокузнецке, Уфе, Омске и Саратове трамвай убрали с центральных городских улиц.
Но основные действия "трамвайной войны" разворачиваются в столицах - Москве и Петербурге. В Питере с 2002 по 2004 год снято более 70 километров путей, закрыты трампарки имени Смирнова и имени Скороходова. В Москве такая же судьба вот-вот постигнет старейшее в России трамвайное депо имени Апакова на Шаболовке, в котором среди 180 вагонов - легендарная "Аннушка". При строительстве третьего транспортного кольца потребовалось убрать немало километров путей. Наконец, уже девять лет столичное правительство обещает восстановить трамвайное сообщение между Рижским и Белорусским вокзалами. Но тем не менее Москва в прошлом году закупила рекордное по российским меркам количество новых трамваев - 90 вагонов.
Единственный город СНГ, где за 14 лет не только увеличился парк подвижного состава трамвая, но и ведется строительство новых линий, открыто новое депо и оборудован ремонтный завод, - это Магнитогорск. Можно вспомнить еще новую трамвайную линию в Коломне и почти достроенную вторую очередь подземной линии скоростного трамвая в Волгограде. Вот и все.
Как считают в МАПГЭТ, предпосылки для такого развития ситуации были созданы еще в 1992 году, когда государство передало городской электротранспорт, находившийся в составе министерства жилищно-коммунального хозяйства СССР, на баланс муниципалитетов. А там специалистов, способных грамотно вести транспортную политику, нет. В Ростове-на-Дону, Воронеже, Петербурге, Нижнем Новгороде транспорт начал развиваться по модели стран третьего мира. Улицы наводнили тысячи частных микроавтобусов - маловместительных, аварийных. За их техническим состоянием, тарифами, графиком движения по установленным маршрутам никто не следит. И пока ситуация не будет взята под контроль, хаос в сфере городского транспорта будет только усиливаться.