Главная Культура 00:07 01 Сентября 2023 3499
«Рунет был и остается мировым феноменом»

Критик и прозаик Михаил Визель видит в русском интернете продолжение вечной идеи соборности

Дарья Ефремова
Фото: Svklimkin, Wikipedia.org

На Московской международной книжной ярмарке представляют новый сборник финалистов молодежной премии «Лицей», открывающей имена в современной русской прозе. А на стенде «АСТ» — вошедший в короткий список «Большой книги» документальный роман одного из основателей «Лицея» Михаила Визеля «Создатель. Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца, с описанием трех эпох Интернета в России». Это — захватывающая энциклопедия русской богемной жизни конца 90-х — начала нулевых. Поговорим с ее автором.

— Антон прожил яркую, но, к сожалению, недолгую жизнь, а вышедшая книга — это только половина того объёма, который я сдал в редакцию: в рукописи была почти тысяча страниц, — начал наш разговор Михаил. — Эта история не только о Носике, но и о среде, эпохе, социокультурных явлениях тех лет. Конечно, специфический бэкграунд повлиял на его деятельность. Антон не боялся экспериментировать, бросать, начинать с нуля. Приписанный к литературе по праву рождения (отец — прозаик, мать — филолог-полонист — «Труд»), подобно тому как детей аристократов приписывали к какому-нибудь лейб-гвардейскому полку, он бунтовал — не хотел быть похожим на всех этих «совписов», которых видел в Малеевке и Переделкине — писательских домах творчества. И нашёл-таки своё призвание — Рунет, который он, по сути, и создал.

— Но трикстером в теории мифологии называют демонически-комического антигероя. Не странный ли комплимент для заголовка?

— Я не хотел расточать комплименты, скорее, искал определение уникальной личностной сути. Трикстер — не просто саркастичный паяц, а путешественник между нашим и потусторонним мирами. Вот и Антон путешествовал между странами и стратами, профессиями и конфессиями. Когда начинал всерьез заниматься интернетом, все смеялись — это же детские игрушки! В конце 1990-х в сетевые СМИ никто не верил: есть серьезные печатные издания, а Сеть — что-то для сумасшедших студентов-компьютерщиков. Но Носик упрямо гнул свою линию. Так появились «Лента.ру» и «Газета.ру».

— Так в чем же феномен Рунета? Боюсь, сегодняшняя публика, заходящая в Сеть заказать пиццу и поболтать о ерунде, уже плохо представляет себе «Живой журнал» с его свободной публицистикой и самочинными литературными дебютами.

— Более того, Рунет был и остается уникальным явлением и на мировом фоне. Как переводчик я езжу в Италию регулярно с 1995 года и могу сказать: итальянцам сложно объяснить, что такое национальный интернет. Никакого Италнета нет и не было, они пользовались американскими почтовиками и поисковиками, сегодня это почти исключительно Google. Национальные поисковики помимо России есть, пожалуй, только в Китае. И это мы с вами берем только техническую сторону вопроса. А можно подняться на философский уровень, как это делает семиотик и структуралист Евгений Горный, много рассуждавший на тему воплощения в Рунете духа извечной русской соборности. Постсоветский интеллигент Носик понимал то чувство сопричастности и единения, которое может возникать в церкви, больнице, на войне — и вот еще в Рунете. Феномен «Живого журнала» — экстремальное его проявление: идея, что все со всеми связаны в самом широком спектре — от романтических знакомств до философских споров.

— И куда все делось?

— Тоже постоянно задаю себе этот вопрос. Наверное, из Рунета ушли яркие личности. Звучит как жалоба или упрек, но нет, таков естественный ход вещей. Всякое новое явление открывают титаны, потом приходят герои, потом — обычные люди. Изменился даже сам запрос пользователя, личностный фактор оттуда в принципе ушёл. Вот, например, я, типичный горожанин без автомобиля, постоянно беру напрокат самокаты. Это чрезвычайно популярная, модная часть городской культуры — но кто создал и поддерживает это «самокатное движение», нам совсем неинтересно знать. А в нулевые — знали бы.

— Возвращаясь к литературной тематике: ваш документальный роман вошел в короткий список главной премии страны «Большая книга». Вы довольны?

— Как шутил Виктор Шкловский, я теперь одновременно и рыба, и ихтиолог. Мне лестно и странно, что я оказался среди тех, о ком приходится писать моим коллегам. Но этот сезон и год особые: мы осваиваемся в новой реальности — хотя все так же пьем кофе на верандах. Однако писатели, художники, режиссеры и вообще все, кто занимается порождением смыслов, не могут этого не чувствовать.

— Вы стояли у истоков молодёжной премии «Лицей», которая делает из дебютантов полноправных участников литературного процесса. Какие темы волнуют молодых? Вот уже заговорили об актуальности мета-модернизма, соединившего полифоничность и иронию постмодерна с мистицизмом и стилистическим поиском модернистского романа...

— Мне больше нравится словечко нашего заумника Михаила Эпштейна: мы, сказал он, живём в эпоху прото-модерна, когда еще только должно появиться что-то новое. С насторожённостью отношусь к приставкам «пост-», «мета-», «прото-», но признаю, что Generation Next в нашей литературе сформировалось и ищет свой язык для описания новой реальности. Имена уже на слуху: Евгения Некрасова, Екатерина Манойло, Александра Шалашова, Ислам Ханипаев. И это только если говорить о прозаиках. В общем, «Лицей» работает — в отличие от своего предшественника «Дебюта», где не скупились на вознаграждения, но отсутствовал реальный механизм продвижения авторов: их произведения выходили в общих сборниках — и на этом все заканчивалось...

— В Литинституте жалуются на возрастные ограничения для абитуриентов. Действительно ли люди, обладающие небольшим жизненным опытом, не способны создать серьезную, глубокую прозу?

— Правильно жалуются. Извините за грубую параллель, но можно ли стать матерью в 15 лет? В принципе да, но это не лучший вариант. То же самое и с прозой: мальчики и девочки в 20–25, конечно, могут написать талантливый текст; но в 35, 40 и 50 они сделают это значительно качественней. Единственный пример «родившей в 15» (не в буквальном, конечно, смысле!) — это Ксения Букша. Она дебютировала в 17 лет как самостоятельный, оригинальный автор.

— Согласны ли, что институт литературной критики, да и самого писательства девальвировался?

— Ваш вопрос тесно связан с институтом толстых журналов, а там — авгиевы конюшни. Но нельзя сказать, что ничего не делается. Уже хорошо, что АСПИР (Ассоциация союзов писателей и издателей России — «Труд») во главе с Сергеем Шаргуновым возродила литературные резиденции. Туда попадают не зятья, кумовья да любовницы, а именно талантливые люди «с улицы»: можно подать заявку и реально отправиться. А с критикой... В советское время критик мог работать над статьей месяц и получить за нее гонорар, соизмеримый с хорошей месячной зарплатой. Сегодня надо признать: прожить за счёт критики невозможно. Но, с другой стороны, появились блоги, и статью на авторский лист в «Новом мире» вполне может заменить «эскадрон гусар летучих». А возвращаясь к творчеству — возникла целая плеяда сочинителей, вовсе не нуждающихся в журнальной критике: их паства — целиком в Телеграм-каналах живёт...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5568
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5226
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...