Главная Культура 00:03 01 Апреля 2010 3133
Кшиштоф Занусси: «Мой дед пешком пришел из Сибири в Европу»
В эксклюзивном интервью «Труду-7» режиссер объяснил, какую мысль он хотел донести до российского зрителя
Заозерская Анжелика

В Российском академическом молодежном театре — премьера спектакля «Доказательство» по пьесе Дэвида Оберна в постановке легендарного польского режиссера Кшиштофа Занусси. В эксклюзивном интервью «Труду-7» режиссер объяснил, какую мысль он хотел донести до российского зрителя и почему театр — это тоже своего рода семья.

— В своих фильмах вы снимали знаменитых в России актеров — Никиту Михалкова, Богдана Ступку, тогда как в спектакле «Доказательство» занята молодежь — Нелли Уварова, Ирина Низина, Денис Баландин. Вы рисковали?

— Людей молодых должны играть молодые, а в спектакле только один взрослый человек — профессор Роберт, его играет Евгений Редько. Но среди молодых актеров РАМТа есть уже очень знаменитые в России личности, правда, об этом мне стало известно только после того, как начались репетиции. С Михалковым работать интересно, но я не могу предложить ему роль молодой любовницы или просто девушки! Молодежь всегда на перепутье, там, где приходится принимать серьезные решения, и это имеет свои плюсы, волнует кровь.

— С какой целью вы пригласили актеров РАМТа в Варшаву, а потом в Краков и Париж?

— Я просто принимал российских актеров в летнем доме под Варшавой, а потом дал им ключи от своей парижской квартиры, чтобы они пожили в этом городе, погуляли по нему. Такой метод я практикую далеко не впервые, и он мне нравится. Такой подход напоминает времена Мольера, когда театр был делом семейным, домашним. Вот и мы с актерами РАМТа сидели за общим столом, обсуждали одни фильмы и спектакли, вечерами, перед сном, вместе гуляли, а потом делились впечатлениями о прожитом дне. Это приятнее и интереснее, чем проводить академические репетиции. Театр, в отличие от кино, — лаборатория, и этим он меня привлекает.

— На ваш взгляд, Варшава сегодня в большей степени Европа, чем Москва?

— В период глобализации каждый человек должен представлять, как живут его ближайшие соседи в других странах. Что касается пьесы «Доказательство», действие которой происходит в Америке, а среда академическая, то здесь было не обязательно ехать ни в Америку, ни в Европу. В каждой стране ученые похожи друг на друга, и это самый неизменный, стабильный и, возможно, замкнутый круг. Хотя российским актерам вряд ли помешало то, что они встречали в Варшаве профессоров и беседовали с ними. А если это общение и не принесло большой пользы в работе, то хотя бы добавило впечатлений.

— Богдан Ступка, сыгравший в вашем фильме «Сердце на ладони» очень богатого, хотя и больного человека, сказал мне в интервью: «Олигархи есть не только в России и Украине, а везде, и даже в Польше, просто Занусси, видимо, с ними не знаком». Ваш ответ Богдану Сильвестровичу?

— Разумеется, я знаю в Польше самых богатых людей, и в Европе их знаю. Только они не играют у нас такой большой роли, как в России и Украине. Это я имел в виду, когда говорил, что в Польше нет олигархов такого масштаба, как в России. Олигархи в Европе занимаются вопросами бизнеса, а не политики. Они довольно образованные люди, с воспитанием, корнями, тогда как в России и Украине олигархи пришли неизвестно откуда. Богатые люди в Европе — не такая экзотика, потому что они продолжают делать то, что делали раньше их предки. У них нет ни такого влияния, ни такой палитры, ни таких крайностей, как в вашей стране.

— Вам удалось посмотреть что-то из репертуара РАМТа?

— Я с большим удовольствием и восхищением посмотрел спектакль по трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии». Не каждый театр может позволить себе поставить, а потом успешно играть спектакль, который идет с 12 дня до 10 вечера. Причем публика не устает.

— Том Стоппард написал пьесы о русских революционерах — Герцене, Огареве, Бакунине. У вас не было желания снять кино о своем земляке Феликсе Дзержинском?

— Никогда. Весь Дзержинский — усиленная патология, выходящая за все границы нормы, разума и человечности. Он был садистом, который ненавидел Россию и жестоко мстил ей за предков. Революция часто употребляет для своих целей сумасшедших, и Дзержинский был одним из них. В нем если и была гениальность, то гениальность убийцы, как, впрочем, и в Сталине, и в Гитлере. Лично мне не хочется иметь дело с таким материалом.

— Вы часто бываете в России, где встречаетесь с деятелями, приближенными к власти. Нет ли у вас намерения снять фильм о наших политиках?

— Я придерживаюсь принципа: никогда не говори «никогда». Но при этом у меня нет даже иллюзии, что мне известна истинная картина всего того, что происходит сегодня в России. Все перемены, которые вот уже столько лет имеют место в вашей стране, на самом деле очень загадочны и мало кому понятны. Более того, есть большие сомнения, идет ли Россия в своем развитии вперед или ваш путь — назад. Но следить за процессом, безусловно, интересно.

— Вы собирались снимать фильм с Никитой Михалковым в главной роли. Как движется проект?

— Поскольку в последнее время Никита Михалков очень загружен, то эту историю пришлось ненадолго отложить.

— Как вы относитесь к тому, что в последнее время российские режиссеры приглашают на главные роли польских актеров, в частности, Станислав Говорухин сейчас снимает Михайла Жебровски?

— Это я ему предложил пригласить Жебровски, очень хорошего актера. Всегда интересен обмен. Лично я мечтаю поработать с Евгением Мироновым, с которым давно знаком.

— Ваша супруга уже видела «Доказательство»?

— В Варшаве мы показали ей спектакль. А вот в Москву Эльжбета, к сожалению, приехать не смогла. Сразу после премьеры мы отправимся отдохнуть на недельку — покататься на горных лыжах. Моя супруга все время спрашивает, как там ее любимые актеры — Нелли Уварова, Ирина Низина, Женя Редько, Денис Баландин, — потому что мы стали как одна семья.

— Ваша жена пани Эльжбета стоически поддерживает образ жизни, который вы ведете. Она как декабристка?

— Моя супруга — исключительная женщина. Жаль, что мы поздно стали жить вместе, ведь знали друг друга давно. Эльжбета — талантливый художник, но непростительно мало времени посвящает творчеству, так как очень много помогает мне. Без нее я ничего не смог бы сделать. В прошлом году я пригласил весь киевский курс студентов Богдана Ступки. У нас не хватало спальных мест, но мы знаем, где в Варшаве можно купить кровать даже ночью. Организовали для гостей целую программу, но все это легло на плечи жены. Как и с приездом в Польшу наших дорогих гостей из Российского молодежного театра. Кстати, Эльжбета из древнего рода графов Грохольских, которые жили под Винницей более 400 лет и уехали оттуда не по своей воле в 1917 году. А по матери она из рода Рюриковичей. У нас с женой, к сожалению, нет своих детей, но мы много делаем для чужих. Эльжбета вырастила дочь своего брата, у которой мать умерла при родах. У нас есть и внуки.

— У вас, пан Кшиштоф, семейное родство с Россией?

— Конечно. Мой дед родился в Сибири и буквально пешком пришел в Европу, по крайней мере так гласит семейная легенда. Сколько же времени он был в пути?.. Жаль, что дед прожил короткую жизнь.

— Значит, вы тоже сибиряк. Считается, что в Сибири и на севере России живут самые свободные русские люди.

— Если дед был сибиряк, значит, и я сибиряк. А свободные они были потому, что им уже нечего было бояться, ведь дальше Сибири не сошлешь. Разве только в Австралию.

Наше досье

Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве. В 1966-м окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Снял 93 фильма. За «Год спокойного солнца» получил венецианского «Золотого льва». С 1984 года — консультант Комиссии по делам культуры в Ватикане. Женат на художнице Эльжбете Грохольски.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9641
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7248
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?