О том, как можно противодействовать распространенным российским схемам «откатов» и «распилов» в одной из самых закрытых отраслей страны, рассказывали представители корпорации и эксперты на недавнем совместном заседании Общественного совета и Совета по прозрачности ГК «Росатом».
Лишить возможности воровства
Не секрет, что коррупция сегодня существует практически во всех отраслях. Руководители, желающие получить «левый доход» и «попилить» бюджет организаций, есть и в детсадах, и в поликлиниках, и в высоких чиновничьих кабинетах, и на крупных стратегических объектах.
Но не в каждой отрасли и не на каждом предприятии признают истинные масштабы проблемы. Сор из избы выносить не принято. «Да, – говорят нам, – может, и воруют, но где доказательства?» Доказательством может быть решение суда. Судебных дел не так уж и много. Проворовавшихся сотрудников часто увольняют по тихому, и до особых разбирательств дело не доходит. Зачем лишний шум? Это же может негативно отразиться на репутации организации!
Подобное покрывание пусть и нечистых на руку, но своих сегодня существует параллельно коррупции. И если уж с ней бороться (серьезно, а не для галочки), то только открытыми мерами. Так считает глава «Росатома» Сергей Кириенко.
На открытом для СМИ заседании, посвященном противодействию коррупционным угрозам в отрасли, он честно признает: «Росатом» рискует, предавая огласке выявленные нарушения, и может столкнуться с мнением населения, что если столько правонарушений, значит, дела в отрасли обстоят плохо. «Но мы для себя твердо решили, что, если не будем выносить сор из избы, мы ничего не добьемся в борьбе с коррупционными проявлениями», – подчеркнул Кириенко.
Директор Центра антикоррупционных исследований «Transparency International – Россия» Елена Панфилова на эту тему высказалась однозначно: «Сейчас может сложиться ложное впечатление, будто «Росатом» – самая коррумпированная госкорпорация, так как о ее проблемах много информации. В действительности ситуация обратная: в тихом омуте черти водятся».
С 2009 года руководство «Росатома» взяло курс на гласное раскрытие фактов нарушений внутри корпорации. Если раньше нарушители, особенно среди руководства, могли отделаться увольнением или даже выговором, то теперь результаты внутренних проверок передаются в правоохранительные органы. И к потере выгодной должности вполне может приплюсоваться потеря свободы.
Противодействовать коррупции решили комплексно, чтобы не только ловить нарушителей, но и лишать их самой возможности воровства. И эффективность управления тем самым повысить. Что для этого нужно? Как минимум сделать систему закупок прозрачной – так посчитали эксперты.
Открытые закупки
В начале октября на Наблюдательном совете ГК «Росатом», который возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов, подводились первые итоги антикоррупционной работы. Цифры оказались внушительными. Так, на 278 предприятиях госкорпорации был введен Единый отраслевой стандарт закупок (ЕОСЗ) и создан Арбитражный комитет для разрешения споров между заказчиками и поставщиками. Результат: количество фактов распоряжения имуществом без согласия собственника сократилось в 6 раз, количество действий, совершенных в интересах третьих лиц, – в 8,5 раза, совершение сделок с заинтересованностью снизилось в 4,5 раза.
Вывод системы закупок из тени принес корпорации дополнительные средства – результат экономии. К примеру, готовящийся к пуску четвертый блок Калининской АЭС теперь обойдется в 76 млрд. рублей вместо запланированных по смете 83 млрд. рублей. Такого в России, где нормой является превышение строительных смет, иногда в разы, еще не было! Экономия на строительстве в 7 млрд. рублей, по признанию руководства «Росатома» и наблюдательных экспертов, – результат как повышения эффективности управления в госкорпорации, так и прозрачности и конкурентности закупочных процедур.
На последнем заседании по антикоррупционным мерам был также представлен доклад начальника Управления защиты активов ГК «Росатом». Генерал-лейтенант милиции в отставке Виктор Братанов рассказал, что с начала года к различным формам ответственности привлечены 48 руководителей предприятий корпорации. 12 из них уволены. В правоохранительные органы было передано 12 комплектов документов для возбуждения уголовных дел.
«Анализ выявил, что наиболее коррупционная отрасль в госкорпорации – закупки, – рассказал Виктор Братанов. – Поэтому основные усилия мы направили на совершенствование системы закупок, чтобы они осуществлялись открыто и по единому стандарту. Говорить о полном решении проблемы пока рано, но существенных нарушений стало значительно меньше».
Новые нормативы
«Росатом» осознанно привлек сторонних специалистов и общественные организации к оценке внутренних закупочных процедур. В частности, на заседании был представлен доклад директора «Transparency International – Россия» Елены Панфиловой. Эта авторитетная организация провела мониторинг внутренних документов и регламентов и содержательный анализ закупочной деятельности госкорпорации на предмет коррупционных рисков, проанализировала действующий Единый отраслевой стандарт закупок.
Эксперты отметили, что нормативная база корпорации развивается активно. «Если сравнивать с 2009 годом, то это небо и земля, – говорит Елена Панфилова. – Заметно повышается информационная прозрачность – теперь вся информация открыто демонстрируется на интернет сайте «Росатома». Но проблемные зоны остаются, и многое еще предстоит совершенствовать».
Как прорыв оценил меры по борьбе с коррупцией на предприятиях «Росатома» один из руководителей программы по ядерной и радиационной безопасности «ЦЭПР и МСоЭС», член Общественного совета Валерий Меньшиков. Он отметил, что «опыт «Росатома» в повышении прозрачности деятельности и борьбе с коррупционными проявлениями нужно переносить на другие отрасли и госструктуры страны».
По мнению большинства экспертов, «Росатому» еще предстоит совершенствование внутренней нормативной базы и Единого отраслевого стандарта закупок. Но положительная динамика уже налицо, а значит, есть надежда, что принимаемые меры принесут ожидаемые плоды.
19,7 млрд. рублей (11% от общего объема открытых закупок) удалось сэкономить ГК «Росатом» благодаря внедрению прозрачной системы закупок в 2010 году
11,6 млрд. рублей – экономия корпорации за счет открытых закупок в первом полугодии 2011 года
2 тысячи открытых конкурентных процедур на предприятиях «Росатома» было в 2009 году, 35 тысяч – в 2011 году
Ольга Анчишкина, директор департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России:
– Усилия госкорпорации «Росатом» по повышению прозрачности закупочной деятельности очень заметны и ощутимы. Это и создание единых стандартов закупок, и дополнительное регулирование всего цикла антикоррупционной деятельности. Важно то, что с прозрачной стадии планирования закупочной деятельности идет переход к прозрачной стадии исполнения закупочных процедур. Когда весь цикл замыкается – вот тогда и снимается коррупция. И это полностью совпадает с той генеральной линией, которую мы проводим в сфере нормативного регулирования государственных закупок.
Елена Панфилова, директор Центра антикоррупционных исследований «Transparency International – Россия»:
– Динамика положительных изменений заметна. Когда мы проводили в конце 2009 го – начале 2010 года первый раунд мониторинга коррупционных рисков в закупках госкорпорации «Росатом», ничего невозможно было найти, информационная прозрачность была минимальной. А после анализа выяснилось довольно много нарушений, связанных с нехваткой стандартов. К концу 2010 года ситуация начала меняться, а сегодня она, конечно, заметно улучшилась. Качественно изменился Единый отраслевой стандарт закупок, и прозрачность резко повысилась. Конечно, это не означает, что все цели достигнуты. До идеалов еще довольно далеко, но при этом важны настроенность на диалог и желание исправить ситуацию. Да, репутационные издержки, которые «Росатом» сегодня несет, достаточно велики, но если этой работы не делать, будет еще хуже. Проще всего замалчивать и тем самым плодить коррупцию.
Наши рекомендации как раз касаются решения двух задач. Первая – это улучшение внутренней нормативной базы, стандартов закупочной деятельности, решение вопросов, касающихся возможности возникновения коррупционных рисков. Вторая – показать, как можно этих рисков избежать. Ведь недостатки являются следствием или недостаточности норм, или злого умысла, а где то – недостаточной подготовки специалистов, которые проводят закупки. Все это – большие задачи, которые еще предстоит решать. Есть уверенность, что «Росатом» с этим будет постепенно справляться.