Главная Культура 00:21 31 Января 2019 4704
Зачем Примадонне 40 млн от волшебника в голубом вертолете

Алла Пугачева сама могла бы спонсировать компанию «Вертолеты России», испытавшую давление санкций

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
То, чем кормит Алла Борисовна публику в последние годы и десятилетия, - ниже всякой критики. Фото: globallookpress.com

В тихий и сонный процесс подготовки к ветеранскому концерту Аллы Борисовны Пугачевой, отмечающей через два месяца свое 70-летие, вдруг вторглась череда скандалов. Сперва музыкальный критик Сергей Соседов призвал игнорировать «бездарные песни в фанерном исполнении за заоблачные цены». Затем стало известно, что холдингу «Вертолеты России», входящему в госкорпорацию «Ростех», предложено оказать спонсорскую поддержку устроителям юбилейного торжества в Кремле в размере 40 млн рублей. На фоне всех нынешних разговоров о вечнойнехватке средств на медицину, образование и прочие жизненно важные дела это выглядит, мягко говоря, неуместной щедростью за государственный счет.

Госкомпания объясняет критикам: мол, деньги выделены из прибыли, да еще на благое дело — на «повышение узнаваемости продуктов и брендов за счет упоминанийв контексте спонсируемых мероприятий». Правда, не совсем ясно, бросится ли после апрельского концерта публика в массовом порядке пересаживаться с метрона вертолеты, тем более военные, да к тому же производства компании, которая испытала давление санкций и переживает не лучшие времена, затягивая пояса. Так надо ли накачивать деньгами проект обладательницы собственного замка в Подмосковье, которая сама вполне могла бы проспонсировать разработку новых отечественных винтокрылых машин? Не лучше ли было бы перевести эти средства да хоть на художественное образование юных талантов: в России полно музыкальных школ, где не хватает роялей, будущие Плетневы и Мацуевы занимаются на дровах, только называемых пианино.

Впрочем, пользователи Сети в поисках ответов на эти и другие деликатные вопросы заподозрили неладное: возможно, и высказывание Сергея Соседова, и миллионы рублей от волшебников в голубом вертолете — всего лишь часть рекламной кампании,призванной подогреть общественный интерес к юбилейному мероприятию? Спросить об этом я решил самого Соседова. И вот что услышал в трубке:

«Ну, если кто-то считает, что мой призыв не ходить на концерт с бездарными песнями, исполненными под фонограмму, переплачивая за это десятки тысяч рублей спекулянтам, рекламным ходом, то мне очень жаль. Как и жаль того, что высокая требовательность к своему творчеству у Аллы Борисовны, похоже, осталась в только в легендах. Этой певице когда-то повезло попасть в поле зрения действительно талантливых, высокоинтеллигентных людей — Микаэла Таривердиева, Александра Зацепина, Марка Минкова. Послушайте ее песни 1960-х годов — «Как бы мне влюбиться» и пр. Вы бы прошли мимо и не заметили, если бы не знали, что это — Пугачева. Ее успех начался с Таривердиева, с романсов к фильму «Король олень», а особенно «Ирония судьбы». Именно Микаэл Леонович вложил в нее те интонации, которые произвели такое впечатление на зрителей, и их стали считать ее интонациями. Она, подозреваю, в ту пору была недостаточно образована, чтобы толком знать, кто такая Марина Цветаева. Кстати, эта необразованность в какой-то степени и помогла. Ведь до того в качестве исполнительницы рассматривалась Елена Камбурова, которая, конечно, прекрасно знала Цветаеву, но ей хотелось вложить в исполнение свое собственное понимание — а требовалось спеть от лица героини фильма. Грубо говоря, нужен был пластилин, из которого можно было бы слепить требуемый образ. И Алла им стала. Но чего это стоило: записывали по 30 дублей каждой песни! Пугачева долгое время не хотела об этом рассказывать, но прозвучали воспоминания самого Таривердиева, потом его вдовы Веры — тогда уж и Алла Борисовна разговорилась».

«Марк Минков рассказывал мне, — продолжает Соседов, — как Пугачева без конца переписывала «Эти летние дожди». Буквально заболела ими. Въедливость — прекрасное для артиста качество, но только если оно сочетается со вкусом. А с этим — проблема. Алла Борисовна очень хорошо представила эту песню под рояль на «Огоньке», посвященном ноябрьскому празднику 1979 года, тот же вариант вскоре прозвучал в «Песне года». Но потом она стала экспериментировать с аранжировкой, в итоге удовлетворительная версия была найдена лишь в 1982 году — но вовсе не она попала на диск «То ли еще будет»! Там отвратительный вариант с гнусавым носовым пением. Где был слух артистки, уж не говорю про редакторов студии? Лишнее доказательство того, что Алла могла хорошо работать только под направляющим влиянием действительно яркой, крупной личности.

Александр Стефанович не был великим постановщиком, если брать его фильмы, но режиссером судьбы Аллы он стал гениальным. Это не ей, она для этого слишком проста, а ему пришла в голову замечательная схема ее продвижения. Во-первых — постоянные контрасты и крайности: сегодня она размалеванная лохушка, завтра — суперутонченная особа с идеальным макияжем и костюмом в тех же «Летних дождях», послезавтра — озорной школьник («То ли еще будет»). Ну ладно, разнообразие имиджей — допустим, но дальше пойдут приемы чисто пиаровские: от вписывания в Аллины интервью фраз великих мыслителей до вбрасывания слухов, тут же на коленке придумываемых — типа того, что она «убила мужа утюгом».

Замечаю Соседову, что у Аллы Борисовны немало по-настоящему достойных песен, которые публика любит вовсе не из-за настырности их продвижения.

«Не спорю, — звучит ответ, — но кто мне докажет, что, допустим, «Не отрекаются, любя» — выше, чем «Белой акации гроздья душистые» в исполнении Людмилы Сенчиной? По музыке — да, Марка Минкова и Вениамина Баснера можно сопоставить, оба композитора замечательные, но стихи Михаила Матусовского, касающиеся судьбы нескольких поколений россиян, считаю, по смыслу гораздо шире сугубо камерного, интимного текста Вероники Тушновой. Да еще добавьте хрустальный, тончайшей огранки голос Людмилы Петровны...

Сегодня же, когда рядом нет никого из былых Пигмалионов Аллы Пугачевой, она наконец предстает перед нами такая, какая есть на самом деле, с репертуаром про копеечку-телогреечку. Это ж надо — к 70 годам не набраться от своих великих авторов никакой мудрости, вкуса, самоиронии...».

Конечно, в армии поклонников Примадонны все еще хватает преданных бойцов, которые наверняка обрушатся на Сергея Соседова с его суровыми оценками. Их тоже можно понять. Ведь целая жизнь прожита бок о бок с Аллой Борисовной: и новогодние праздники мы встречали вместе под признание «Мне нравится, что вы больны не мной». И миллион алых роз хотелось принести той, что любила цветы. И не было сил переждать двух человек у автомата... Все было!

Но теперь я читаю странные сообщения о том, что «в процессе успешной подготовки к концерту уже записаны все песни». Не знаю, как вас, а меня признание того, что публика в Кремле услышит фанеру, не слишком вдохновляет. На что мне могут возразить: еще в декабре прошли сообщения о том, что все билеты на концерт разлетелись мгновенно, в стартовый день продаж. Но почему-то потом я с завидной регулярностью стал получать рекламу с предложением этих самых билетов от интернет-продавцов. Разброс цен: от 12 тысяч рублей на балконе до 180 тысяч — в партере. Анна Нетребко со всей мощью ее сопрано, слышного на всех главных сценах мира, отдыхает.

 

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5948
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5664
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...