- С начала года - поясняет начальник приемной министра обороны полковник юстиции Игорь Машин, - к нам уже поступило 39,5 тысячи писем, обращений, жалоб. Кроме того, ежедневно наши юристы - а их десять человек, ведут личный прием посетителей. В этом году консультации получили почти 8 тысяч человек.
В тот день, когда корреспондент "Труда" побывал в приемной, здесь работала комиссия Генштаба по вопросам призыва на военную службу. Это уже многолетняя традиция - дважды в год представители Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) ГШ, Центральной военно-врачебной комиссии, военкоматов Москвы и Московской области в течение двух месяцев проводят "ликбез" для тех, кто самостоятельно так и не смог разобраться: придется ему служить или нет, а если придется, то когда, где и кем? Впрочем, не без иронии заметил начальник направления призыва ГОМУ полковник Евгений Бурдинский, почему-то в основном на прием приходят не сами призывники, а их родители. Приносят кучу справок, нередко требуют, чтобы мы тут же освободили их чад от обязанности даже явиться на призывную комиссию. При этом либо забывают, либо просто не знают, что ни сотрудники нашего управления, ни военкоматы не вправе принимать прямых решений об отсрочках - мы можем только подсказать людям, каковы их права и как им не преступить грань закона.
Этот день тоже не был исключением. В основном просить за своих великовозрастных отпрысков тоже шли мамы и папы. У каждого своя непростая ситуация, своя тревога по поводу судьбы сына, и почти у всех полная растерянность перед завтрашним днем.
Татьяна З.: "Мой сын в этом году окончил колледж, поступил в институт. Но после тяжелой травмы головы пришлось учебу оставить. Часто падает в обмороки. Его в армию не заберут? В военкомат он идти боится".
Валентина К.: "За последние несколько лет сын перенес шесть операций по линии челюстно-лицевой хирургии. Учится в вузе, поэтому имеет отсрочку. Но если после выпуска его призовут в армию, это будет катастрофой. Что делать?"
По словам сотрудников приемной, больше всего вопросов возникает именно в связи с отсрочками по медицинским основаниям. Причем почти все они, как правило, не требуют экстренного вмешательства членов комиссии с их достаточно широкими полномочиями. Те вправе тут же обратиться, например, к областному или городскому военкому. Или, допустим, в случае необходимости направить письмо на имя командующего войсками округа. Но в этот день заявителям вполне хватило коротких консультаций, которые, в сущности, сводились к одному: обращайтесь со своими проблемами в призывную комиссию, только она на основании данных медицинского обследования принимает решение об отсрочках и об освобождении от службы.
Почти все вопросы, с которыми люди пришли в этот день на прием, они могли "снять" в своем военкомате. Но факт остается фактом: не десятки, а тысячи призывников панически боятся военкоматов. К сожалению, зачастую запугивают молодежь, а еще больше родителей сами организаторы призыва своими непродуманными действиями. Чего стоят одни сезонные облавы на призывников, которые еще не так давно устраивались на автобусных остановках и выходах из метро.
И то, что, например, в прошлом году более двух тысяч солдат-срочников были досрочно уволены из армии по состоянию здоровья, тоже никуда не скроешь. Нет-нет да и появляется в прессе информация о том, как ради выполнения плана потенциальных солдат забирают даже из студенческих общежитий. Да и на призывных и военно-врачебных комиссиях с призывниками порой ведут себя достаточно бесцеремонно.
Анна П., например, пришла на прием по поводу своего больного младшего сына именно потому, что весной в том же военкомате грубо обошлись с ее старшим сыном, тоже нездоровым. Поиздевались, по ее словам, над его болезнью. Надо отдать должное членам комиссии: они пообещали разобраться в течение недели.
На втором месте по количеству заявлений, рассказывали сотрудники приемной, вопросы, связанные с учебными отсрочками.
Лариса Ф.: "Сын - лейтенант запаса, работает на режимном предприятии и на этом основании пользуется отсрочкой. Сообщил в военкомат, что поступил в аспирантуру, оставаясь на полставки на заводе, а его там огорошили: теперь вы подлежите призыву..."
Не надо быть юристом, чтобы понять: людей просто ввели в заблуждение. Так почему же сотрудники приемной, которым ежедневно приходится разрешать сотни гораздо более серьезных жизненных коллизий, должны тратить время и силы, отдуваясь за недобросовестных начальников на местах?
- По характеру обращений мы видим, - говорит начальник приемной полковник юстиции Игорь Машин, - что порой призывники и их родители сталкиваются либо с откровенно бездушным к себе отношением, либо просто с нежеланием вникать в их проблемы.
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и растущий правовой нигилизм молодежи. Помощник горвоенкома Москвы полковник Олег Холин рассказывал, что в последние годы в студенческой среде, особенно у учащихся колледжей, вошла в моду так называемая "военкоматовская рулетка". Своего рода тотализатор - кто дольше выдержит прессинг военкомата. Ребята специально не сдают туда справки, которые предоставляют им право на образовательные отсрочки. И вынимают их чуть ли не из носка, когда их уже ведут к воротам сборного пункта.
Спрашиваю у начальника приемной: какую часть тех обращений и жалоб, с которыми люди приходят на Мясницкую, 37, можно было бы разрешить в местных органах власти? Игорь Павлович прикидывает - около 30 процентов. Это касается не только призыва, но и многих других вопросов.
Жилье, выплата пенсий и пособий, перевод по службе и даже полубезумные проекты строительства новых танков или ракет - с каждым посетителем приходится скрупулезно разбираться. Ежегодно сотрудникам приемной удается разрешить примерно 70 процентов обращений и жалоб. По некоторым приходится давать мотивированные отказы со ссылкой на букву закона.
Самые сложные вопросы полковник Машин берет на себя. В течение года здесь по очереди ведут прием все члены коллегии Министерства обороны. Во многих случаях только они со своими немалыми полномочиями способны помочь людям выпутаться из сложных жизненных ситуаций. На особом контроле - заявления членов семей погибших. Смотрим график приема, который недавно вел начальник российского Генштаба генерал армии Юрий Балуевский. Под номером один - Нина Кривцова, вдова боевого летчика, скоропостижно скончавшегося от тяжелой болезни. Она просила переселить ее из закрытого военного городка под Калугой в Воронеж. Вопрос решен на месте. Мать матроса Нина Сарычева, в одночасье потерявшая мужа и старшего сына, просила перевести младшего поближе к дому. Начальник Генштаба тут же отдал необходимые распоряжения.
По прогнозам Игоря Машина, в этом году в приемную поступит около 50 тысяч обращений. Домом последней надежды считают ее многие из тех, кто вынужден идти сюда со своими нуждами.
СПРАВКА "ТРУДА"
До 29 декабря включительно по вторникам и четвергам с 10.00 до 11.00 по вопросам призыва в приемной министра обороны работает "горячая линия" (тел. 696-63-03), по средам с 10.00 до 13.00 ведется личный прием граждан (тел. 696-71-71).