В минувший понедельник в эфире «Первого» продолжился показ сериала «Садовое кольцо». В тот же день была ограблена Мария Миронова, сыгравшая в нем главную роль. Казалось бы, что с того? Звезды шоу-бизнеса нередко становятся жертвами преступлений. Но тут случай особый: инцидент с актрисой, в результате которого она лишилась трех тысяч долларов, случился именно на Садовом кольце! Конечно, установить какую-либо логическую связь между ТВ-проектом и происшествием сложно, но все равно поневоле задумаешься. Ибо сама телепремьера принадлежит к числу тех, про которые критики пишут «заставляет задуматься».
Уподобиться роденовскому «Мыслителю» зритель мог еще до начала просмотра, просто изучив телепрограмму. Во-первых, зачем «СК» поставили на такую сумасшедшую поздноту? Потому что привычную сериальную линейку, следующую после программы «Время», поглотил мундиаль? Но нельзя ли было потерпеть? И показать работу, в которой снялось такое количество звезд, да еще и с беспроигрышным титром «Валерий Тодоровский представляет», по завершении ЧМ? Или решение канального руководства сделать так, чтобы утомленная футбольными страстями аудитория в массе своей не заметила премьеры, было осознанным? Как у правительства, объявившего о пенсионной реформе?
И еще. Почему сразу после «Садового кольца» в эфирной сетке появилась «Оттепель»? Ретроспектива Тодоровского? Вряд ли. Уж скорей, история из числа тех, про которые говорят «почувствуйте разницу». Но и тут вопрос — какую?
Начало оказалось банальным. Нам представили некий круг людей, успешных во всем — бизнесе, семье, родительстве. Хозяева жизни среднего звена. Рестораны, машины, котировки, благотворительность. Именно такие и обитают внутри Садового кольца...
Ага, сразу догадались мы, сейчас все начнет трещать по швам. В бизнесе — предательства, в личной жизни — тоже, а дети подсели на наркоту и связались с дурной компанией. Знаем-знаем, тысячу раз видели.
И правда, муж главной героини «СК», сыгранной Мироновой, как выясняется, много лет спит с ее сестрой. Благодаря стараниям друга он в пух и прах разоряется. Благополучный сын, выигравший по конкурсу стажировку в Америке, исчезает. Было это, было... А значит, в конце несчастная женщина поймет, в чем неправа. И все остальные тоже поймут. Коварный друг сам вылетит в трубу, а сынуля вернется, попросит прощения и женится на бедной, но благородной девушке. Но нет, не так все просто.
Начавшись как мелодрама, развиваясь как детектив, «СК» быстро превращается в психологический триллер. Точней, даже не психологический, а психиатрический. В силу профессии главной героини (она занимается женщинами, подвергшимися семейному насилию), присутствия в сюжете людей, больных на всю голову (с диагнозом), а также нарастающего безумия практически всех персонажей. Каждый из них является счастливым владельцем бездонных шкафов, откуда извлекаются все новые и новые скелеты.
Сценаристка «Садового кольца» Анна Козлова известна нам по сериалу «Краткий курс счастливой жизни». Там обеспеченные люди тоже изменяли и предавали. Но если стилистику «Курса» можно было назвать просто откровенной, то здесь — настоящая жесть. Персонажи поголовно стараются доказать, что не такие уж они и плохие, а гораздо хуже. Идет сплошной трах-перетрах. Одна сексуальная сцена немедленно сменяется другой. Молоденький любовник ублажает мать главной героини, которая, в свою очередь, отдается адвокату, успешно ведущему дело, сестра спит не только с ее мужем, но и практически со всеми остальными. Интим в сериале трудно назвать порнухой, но с помощью показа прелюдий к таким эпизодам и аксессуаров к ним авторы не оставляют сомнения в своем знании «Камасутры» и всяких прочих садо-мазо. То же и с матерщиной. Герои то и дело бросаются звонкими словечками, которые не запикиваются (что было бы смешным), а лишь слегка микшируются. Про регулярный мордобой и вездесущий алкоголь и говорить нечего. На экране раздражают все, чего, похоже, авторы и добивались. И хеппи-энда не будет.
Получается, что «СК» — злая сатира на элиту, погрязшую в коррупции и грехах? А также попытка сделать пародию на современные сериалы методом доведения того, что в сюжетах тех присутствует в гомеопатических дозах, до промышленного масштаба? Но тогда почему в «Кольце» практически отсутствуют приметы конкретного времени и места действия, за исключением его названия? Почему так много нелепиц? Вроде такой, например, что в элитном доме, где живут герои, нет ни консьержки, ни даже домофона и в дверь постоянно ломятся все кому не лень? Разве сатира не подразумевает точного обозначения адресата?
Ну а если еще раз вспомнить про «Оттепель»? Где герои были также самыми что ни на есть избранными? Актеры, режиссеры, операторы. Небожители, словом. И не за МКАД, поди, жили. Они тоже изменяли, предавали, злоупотребляли. Но в массе своей оставались милыми людьми. Уж нет ли в столкновении лоб в лоб двух проектов великолепного Тодоровского стремления показать, как за полвека деградировала наша элита?
Впрочем, забудем о том, что «Садовое кольцо» заставляет задуматься. Лучше, как говорится, расслабиться и получить удовольствие. И вспомнить о том, что у фразы «уродливое тоже может быть прекрасным», есть продолжение: «симпатичным — никогда».