Главная Культура 00:06 30 Мая 2014 5376
Александр Васильев: Русские женщины любят нравиться

Историк моды и популярный телеведущий Александр Васильев рассказал «Труду», какие «тенденции жизни» актуальны нынче в мире

Таша Невская

Историк моды и ведущий популярной телепрограммы на Первом канале «Модный приговор» Александр Васильев следит за модными тенденциями во всем. «Мода — это такая вещь, которая проникает во все сферы нашей жизни, в том числе и в гастрономию, кино, музыку, архитектуру, — утверждает Васильев. — Быть модным — значит находиться в курсе, быть любознательным и открытым». О том, какие «тенденции жизни» актуальны нынче в мире, историк моды рассказал «Труду».

— Александр, у вас столько разных проектов — какую роль среди них играет телешоу «Модный приговор»? Это добавка ко всему прочему для популярности или вещь самоценная?

— Конечно, самоценная, и вот почему. Россия — страна, очень ориентированная на моду. Даже фетишизирующая ее. А я хочу показать самой широкой публике истинное место моды в жизни. Если помните, девиз программы «Модный приговор» таков: «Следовать моде смешно, не следовать — глупо». На мои академические курсы лекций приходят сотни людей, а интересующихся вопросами моды — миллионы. Им академические занятия недоступны, им нужно совсем другое — fashion-журналистика, популярный (но квалифицированный!) разговор о моде, вообще о стиле в жизни. Однако в нашей стране журналистика моды делает лишь первые шаги. Но делает — в частности, благодаря и моим выступлениям на телевидении.

— А что для вас значит красота?

— Все должно быть красиво. Даже еда. Я неравнодушен к кухне Юго-Восточной Азии, считаю, что настоящий рай для гурманов находится в Сингапуре. Но любимая кухня, мода, архитектура, стиль жизни — это, конечно, Франция. В этой стране я как дома.

— Откуда такая страсть именно к Франции?

— Я рос в творческой семье с богатыми традициями. Мой отец — художник, мать — актриса, деды и прадеды — все с хорошим образованием. Я рос в благодатной атмосфере культуры: читал прекрасные книги, часто бывал на театральных постановках, в картинных галереях и на выставках. Уже в школьные годы мне была очевидна громадная пропасть между тем, что приходится видеть в советском ежедневье, и идеальным миром искусства. Я видел, что советская система не дает прорасти ничему действительно талантливому — за редким исключением. И для меня, воспитанного во многом на традициях романтизма XIX века, образцом стиля, искусства, да вообще воплощением всего утонченного, конечно, являлась Франция. Именно тогда я пообещал себе: если до 1980-х годов в Советском Союзе ничего кардинально не изменится, я обязательно эмигрирую во Францию. Я действительно в 1982 году уехал в Париж, сразу после окончания школы-студии МХАТ.

— Говорят, вы даже прибегли к браку по расчету?

— В каком-то смысле да, но не по тому расчету, который обычно имеют в виду. Я был страшно влюблен в другую девушку и устремился вслед за ней во Францию — так сложились обстоятельства. Но вспомните: СССР был закрытой страной, и чтобы выехать за рубеж, нужно было веское основание — к примеру, брачные отношения. Поэтому да, ради визы, ради того, чтобы я мог быть с любимой женщиной, пришлось заключить этот фиктивный брак. Нужно сказать, что по разным обстоятельствам девушка, ради которой я приехал в Париж, так и не стала моей женой. Это грустная история, но я ее уже пережил.

— В Париже вы прожили 20 лет и добились известности. Трудно дался этот путь?

— Прежде чем меня стали приглашать декоратором в Ронд Пуант, Студию оперы Бастилии, Бале дю Нор или в Королевскую оперу Версаля, я пел русские песни на парижских улицах вместе с уличными музыкантами. И это была не прихоть — случались дни, когда мне нечего было есть, негде ночевать. Но мои настойчивость, упорство, трудоголизм и хорошее образование сыграли свою роль — я стал тем, кто я есть. Во Франции у меня квартира в Париже и имение в Аверне — регионе со старинными вулканическими горами, который находится в самом центре страны. Мое имение находится в небольшой деревушке. Она известна тем, что половина ее населения — англичане: в Англии жить еще дороже, чем во Франции, поэтому многие эмигрируют оттуда.

— Говоря о французском стиле, невозможно не вспомнить о винах и еде.

— Во Франции очень много розовых вин, они особенно хороши и разнообразны в Провансе. Там предлагают легкие, прохлаждающие, чуть-чуть сладковатые, с цветочным ароматом вина.

— А знаменитые лягушачьи лапки?

— Это скорее туристическое блюдо — сами французы редко их едят, как и улиток. А вот в Гонконге толстая жаба — прекрасное кушанье, я ее очень люблю со шпинатом и под острым соусом.

— У вас, наверное, есть свой повар?

— Нет, конечно. Все почему-то думают, что я миллионер. Достаточно того, что у меня прислуга в Москве и Париже — это, кстати, довольно дорого. Также есть водитель, секретарь. Но держать повара — это не только безумные деньги, но и моветон. Готовить я люблю сам. Либо иду в ресторан.

— Россия в вопросах высокой моды несколько отстает от Западной Европы?

— Ко мне на «Модный приговор» приходят дамы, которые сами себе на одежду приклеивают стразики — чтобы больше блестело. В Европе над этим, может быть, и посмеялись бы, а я считаю, это признаки настоящего народного творчества. Просто у этих женщин еще не выветрилось из генетической памяти, как их прабабушки-крестьянки украшали себя расшитыми золотом кокошниками, душегрейками, сарафанами.

А вот другой пример. В проекте «Школа Александра Васильева» я рассказываю как раз о высокой моде. Слушатели школы выезжают на семинары в различные европейские столицы: в Рим, Париж, Милан: Однажды моя слушательница приехала в Париж в роскошной соболиной шубе до пола и с золотой сумочкой «Фенди». Конечно, был не июль — декабрь, но соболя эти оказались не совсем уместны. Дело в том, что по Парижу мы перемещаемся на метро — так быстрее, потому что нет пробок. И вот эта дама в своих соболях заплывает в вагон — представляете? И к ней тут же придвигаются поб-лиже цыганки-оборванки. Дама долго потом возмущалась: «Почему именно ко мне в сумочку залезли? Что, кроме меня, в вагоне никого не было?!» Конечно, не было — в соболиной шубе и с «Фенди» на боку. Вот по такому виду наших женщин и можно опознать в любой европейской стране.

— Мы что же, генетически безвкусны?

— Нет, просто Россия и Европа — это совсем разные менталитеты, традиции, история... Что хорошо русскому, то европейцу смерть. В Европе моды как таковой уже нет. Там никто не наряжается. Там нормально выйти ненакрашенной, обыденно одетой. А в России женщины живут в остроконкурентной среде: их просто больше, чем мужчин — примерно на 10%. Поэтому наша женщина выработала у себя привычку нравиться на всякий случай — вдруг мужчина интересный попадется, а она вне конкурентного ряда? Вот и закрашивают седину изо всех сил, влезают на огромные каблуки, чтобы дойти до метро, — ни одна не хочет показаться некрасивой или старой. Так что у России свои стандарты красоты. Нельзя подходить с европейскими мерками к стране, где в середине апреля может выпасть снег — западные реалии не соответствуют нашему климату.

— Можно ли научить человека быть стильным?

— Стиль не существует в отрыве от интеллекта, стиль и есть его зеркало. Мне нравится высказывание Армани, что элегантность — это прежде всего ум женщины. Глупая будет носить стринги, накладные ногти и пирсинг в губе. Это не мой контингент.

Наше досье

Историк моды Александр Васильев родился в 1958 году в Москве в семье художника-сценографа и актрисы. В 12 лет поставил спектакль с собственными костюмами и декорациями. В 1980-м окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Работал художником по костюмам в Театре на Малой Бронной. В 1982 году переехал в Париж, стал работать декоратором для французских театров и фестивалей. С 1994 года ведет курсы и мастер-классы в университетах мира.

С 2002 года — телеведущий на канале «Культура» (передача «Дуновение века»), с 2009-го — на Первом канале («Модный приговор»). Обладает коллекцией костюмов более чем из 15 тысяч экспонатов — от XVII века до современности. Автор трех десятков книг о моде.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5828
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5483
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...