Приказано бороться
Новый регламент регистрации должен решить две основные проблемы, которые раньше поминал недобрым словом каждый автовладелец: сократить очереди в пунктах ГИБДД и нанести удар по взяточникам. Что теперь обязан делать сотрудник ГИБДД, когда перед ним появляется автовладелец, желающий поставить на учет или снять с него свой автомобиль?
Все по минутам
Прежде всего впервые разрешено ставить на учет авто и снимать его в любом подразделении ГИБДД, которое находится в границах региона, где вы проживаете. В больших городах - в пределах своего округа. Точно так же можно утилизировать старую машину. Это правило очень важно для тех, кто хочет избавиться от отжившего свой век автомобиля. Поможет это и тем, кто когда-то продал своего "коня" по доверенности и потерял связь с новым хозяином. Таких автовладельцев много. Для прохождения процедуры не надо ни денег (все делается бесплатно и быстро, в чем я убедился сам), ни самого автомобиля. Не надо предъявлять машину и тогда, когда вместо утерянных документов вы хотите получить дубликаты.
Каждая процедура работы инспектора над вашими бумагами при регистрации расписана буквально по минутам. Так, после того как он принял документы, ему отведено ровно полчаса на то, чтобы проверить данные машины и автовладельца. Столько времени он может потратить даже в том случае, когда все делается по доверенности. Так быстро инспектор сможет проверить сведения, только если вы представите все необходимые бумаги: свой гражданский паспорт, ПТС, документ о праве на собственность (договор купли-продажи, справка, таможенные документы), транзитные номерные знаки (при снятии с учета - обычные знаки), полис ОСАГО. Заявление вы заполните у окошка.
С чистыми номерами - быстрее
После этого предстоит проверка машины на безопасность и соответствие номеров кузова, двигателя тем, что записаны в документах. Совет: перед тем как ехать на смотровую площадку, вымойте мотор, особенно то место, где находится номер двигателя. Оттирать его самому, чтобы инспектор сверил, поверьте, очень трудно, а у некоторых иномарок и невозможно. Лично я не смог даже найти номер, когда недавно снимал с учета старую BMW. В пункте ГИБДД, что в Сигнальном проезде столицы, мне пришлось отдать 300 рублей, чтобы некий спец по имени Мамука оттер грязь с номера. На проверке по регламенту придется задержаться еще полчаса. В действительности - больше. А потом - опять в окошко. Там выдадут квитанции, которые надо оплатить. Лучше это сделать в Сбербанке. Однако во многих пунктах ГИБДД есть представители разных банков. Но они взимают комиссию. В пункте, где я был, за снятие с учета берут 50 рублей, а за банковские услуги - 70. Деньги небольшие, но все-таки. На всю процедуру регламент отводит три часа. Если вы заплатите сомнительному "помогале", а они пока не исчезли, то много не выиграете.
Претензии принимаются
Не придирайтесь, если произойдет небольшая задержка. На первых порах, конечно, сбои будут. Технический прогресс дошел еще не до всех подразделений ГИБДД страны. В ГУ ГИБДД столицы во многих кабинетах стоят компьютеры, но выхода в интернет у них нет. А вот в Самаре, например, из 17 пунктов готовы работать по-новому только пять. Правда, руководство ГИБДД обещает, что за три месяца "электронная проблема" будет решена.
Тем не менее уже сейчас, заметив явные проволочки или такое же явное желание сотрудника ГИБДД получить от вас некоторое вознаграждение за ускорение процесса, смело жалуйтесь. Телефоны служб собственной безопасности, доверия и контрольно-профилактических отделов ГИБДД есть в каждом городе, и их водителю грешно не знать. Кроме того, претензии к работе конкретных подразделений можно отправлять и через интернет на соответствующие адреса областных и городских управлений ГИБДД. Если верить руководителям этого ведомства, замечания и предложения автомобилистов помогут им быстрее наладить нормальную работу. Поможем?
Предостережение
К сожалению, новые правила регистрации не предусматривают один очень важный для водителей момент: обязательную страховку ОСАГО. Речь о том, что при постановке на учет купленной машины (хоть новой, хоть подержанной) гаишники требуют полис ОСАГО. Водителям приходится тут же бежать к страховщикам, которые пасутся у пунктов ГИБДД, а они не все, скажем так, надежные. И даже если вы страховали старую машину в одной компании, где вам давали скидки за безаварийную езду (при замене машины они сохраняются за клиентом), то, чтобы не терять время, вам придется покупать полис в другой, незнакомой страховой фирме, а значит, терять скидки. Лучше, конечно, сходить в "свою" страхкомпанию до того, как ехать на регистрацию купленного автомобиля. А еще лучше будет, если ГИБДД отменит пункт о предъявлении полиса ОСАГО. Ведь на купленной подержанной машине можно ездить без талона техосмотра месяц. Почему бы не разрешить хотя бы пару дней, неделю передвигаться без ОСАГО, чтобы дать возможность водителю заехать в "свою" страховую компанию?!
От ГТО - к ЧТО
Выиграют ли автовладельцы от того, что техосмотр будут проводить частные структуры, а не государственные?
Уже несколько лет власти пытаются отобрать техосмотр у ГИБДД. Был даже срок назначен - 2011 год. Эта процедура стала богатой кормушкой для гаишников. В Москве цена "левого" техосмотра без предъявления авто доходит до 5-6 тысяч рублей. По информации независимых источников, половина талонов о прохождении ТО куплены или приобретены по блату. Это значит, что у половины машин на наших дорогах весьма сомнительное техническое состояние. Отсюда - аварии.
Наконец гаишники отступили: с 2010 года техосмотр будут проводить частные коммерческие организации - таково решение правительства. За год соответствующие организации должны написать законопроект, выдать лицензии частникам и так далее. Но все это не водительские заботы. Для нас важно, что техосмотр станет, так сказать, мероприятием рыночным. Вывод, по-моему, очевиден: техосмотр станет дороже. Частники будут стремиться получить выгоду, начнут придираться к любой мелочи, гонять водителя на сервис. Пожалуй, не исчезнет и взяточничество, но оно станет как бы узаконенным. Только деньги пойдут в карманы не гаишников, а частников. Единственный, но очень значительный плюс - в том, что техническое состояние автотранспорта улучшится. Но и это произойдет, только если частная организация будет отвечать материально или лишением лицензии в случае выдачи талона техосмотра на непригодный к эксплуатации автомобиль.
Нужен ли ТО?
Многие читатели спрашивают: почему новые отечественные машины должны проходить техосмотр и будет ли он отменен? Ведь на Западе этого не делается.
Перестраховка: именно она заставляет делать техосмотр новым отечественным авто, поскольку надежда на то, что наш завод выпустит технически готовый к эксплуатации автомобиль, слабая.
Недавно главный гаишник страны предложил производить техосмотр контролерам российских заводов. Покупателям после этого контроля будет выдаваться как бы предталон. С ним нужно будет пойти в ГАИ и получить нормальный талон ТО.
Однако все это пока в проекте. Есть сведения, что к лету техосмотр новых отечественных авто отменят. Подождем, осталось недолго.