Не успела Россия вступить во Всемирную торговую организацию, как мы получили первые претензии: Евросоюзу не понравился запрет на ввоз в Россию живого скота (кроме племенного), а США и Японии — утилизационный сбор на подержанные иномарки. Причины недовольства выставляются самые разные, но в основе лежат экономические интересы.
К примеру, в увеличении завоза к нам свиней очень заинтересованы европейские фермеры: в 2009 году они отправили в Россию более миллиона хрюшек (120 тысяч тонн) и очень хотели продолжения банкета. Но возроптали наши крестьяне, неготовые к такой конкуренции, и Россия ввела на этот импорт
Еврочиновники «синий язык» не отрицают, но российский запрет считают «несоразмерным» и «неоправданным», так как эта болезнь «не опасна для человека». И грозят нам всяческими карами. Но директор информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский уверен: официальной жалобы на Россию из-за запрета на импорт больных хрюшек Евросоюз не подаст — не тот повод.
Претензия на введение утилизационного сбора на подержанные иномарки серьезнее. Наши власти не скрывают, что эта меры имеет целью снижение ввоза в страну автохлама. Его импорт даже в прошлом году по разным подсчетам составил
С нынешнего года ситуация грозила обострением. Ибо по правилам ВТО пошлины на этот товар пришлось снизить с 35% до 25%. А к 2018 году ставка должна составить 20%. Введение утилизационного сбора должно было сбить новую волну массового завоза в Россию самого старого секонд-хенда, от которого с удовольствием избавляются американцы и японцы.
Конечно, эта мера не нравится россиянам, мечтавшим после вступления России в ВТО купить навороченную «тойоту» или «кадиллак» по цене «жигулей». Им придется подождать до 2019 года, когда будут заметно снижены — до 12,5% — пошлины на легковые машины не старше трех лет с мощностью двигателя от 2,8 литра. И даже на кроссоверы с мотором от 3,5 до 4,2 литра.
Впрочем, утилизационный сбор, возможно, останется в России навсегда — чтобы наша страна не превратилась в общеевропейскую или даже мировую автосвалку. Во имя этого власти готовы спорить и судиться даже с ВТО.
— В ВТО принято спорить много и по разным поводам, — говорит профессор Портанский. — Будем спорить и мы — по конкретным претензиям. И отстаивать свою правоту...