Обыкновенное свинство

Первые плоды ВТО оказались горькими

Не успела Россия вступить во Всемирную торговую организацию, как мы получили первые претензии: Евросоюзу не понравился запрет на ввоз в Россию живого скота (кроме племенного), а США и Японии — утилизационный сбор на подержанные иномарки. Причины недовольства выставляются самые разные, но в основе лежат экономические интересы.

К примеру, в увеличении завоза к нам свиней очень заинтересованы европейские фермеры: в 2009 году они отправили в Россию более миллиона хрюшек (120 тысяч тонн) и очень хотели продолжения банкета. Но возроптали наши крестьяне, неготовые к такой конкуренции, и Россия ввела на этот импорт 40-процентную пошлину. Со вступлением в ВТО ее пришлось снизить до 5% — что грозило возвращением в Россию массового заграничного свинства. Пришлось защищаться иным способом — тем более что Россельхознадзор выяснил: чиновники ЕС скрывали, что поставляемый в Россию скот заражен опасной болезнью блютанг («синий язык»). «Сегодня у нас есть все основания подозревать, что ветслужба Евросоюза в течение длительного срока скрывает обнаружение блютанга 14-го серотипа (от которого в России нет вакцины) в ряде стран Европы, прежде всего в Польше, Латвии, Литве и Эстонии»«, — заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. И опустил шлагбаум на российских границах.

Еврочиновники «синий язык» не отрицают, но российский запрет считают «несоразмерным» и «неоправданным», так как эта болезнь «не опасна для человека». И грозят нам всяческими карами. Но директор информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский уверен: официальной жалобы на Россию из-за запрета на импорт больных хрюшек Евросоюз не подаст — не тот повод.

Претензия на введение утилизационного сбора на подержанные иномарки серьезнее. Наши власти не скрывают, что эта меры имеет целью снижение ввоза в страну автохлама. Его импорт даже в прошлом году по разным подсчетам составил 400-550 тысяч штук. На Дальнем Востоке 7-10-летние «японки» из-за дешевизны стали не только основным средством передвижения местного населения, но и главным загрязнителем тамошней природы. При первой же серьезной поломке такого автомобиля его выбрасывают в ближайшие кусты или загоняют в соседнее озеро, покупая взамен такой же, но исправный.

С нынешнего года ситуация грозила обострением. Ибо по правилам ВТО пошлины на этот товар пришлось снизить с 35% до 25%. А к 2018 году ставка должна составить 20%. Введение утилизационного сбора должно было сбить новую волну массового завоза в Россию самого старого секонд-хенда, от которого с удовольствием избавляются американцы и японцы.

Конечно, эта мера не нравится россиянам, мечтавшим после вступления России в ВТО купить навороченную «тойоту» или «кадиллак» по цене «жигулей». Им придется подождать до 2019 года, когда будут заметно снижены — до 12,5% — пошлины на легковые машины не старше трех лет с мощностью двигателя от 2,8 литра. И даже на кроссоверы с мотором от 3,5 до 4,2 литра.

Впрочем, утилизационный сбор, возможно, останется в России навсегда — чтобы наша страна не превратилась в общеевропейскую или даже мировую автосвалку. Во имя этого власти готовы спорить и судиться даже с ВТО.

— В ВТО принято спорить много и по разным поводам, — говорит профессор Портанский. — Будем спорить и мы — по конкретным претензиям. И отстаивать свою правоту...