На телеканале «Домашний» проходят съемки передачи «Сдается. С ремонтом». Ее герои — арендаторы квартир, которым предстоит своими руками сделать из случайного «бабушкиного варианта» современное и удобное жилье. Если хозяевам квартиры перемены придутся по душе, рукастые жильцы получают три месяца бесплатного проживания. В противном же случае им придется съехать в течение 24 часов! Впрочем, разговор корреспондента «Труда» с ведущей передачи, актрисой Еленой Валюшкиной не замыкался в четырех стенах.
— Елена, неужели найдется хотя бы один арендодатель, которому не понравится сделанный в его квартире бесплатный ремонт?
— Конечно! У всех-то людей вкусы разные, а тут вдруг перемены в твоем жилище, да еще на свой вкус и лад. Нет, тут все не так просто. Приходится мне включать свое обаяние. И, как сознаются многие хозяева, оно на них действует. Вроде только что не собирались нырять в эту авантюру, участвовать в передаче, а потом я прихожу их уговаривать — и вот они уже на все согласны.
— Вы так убедительны, потому что и сами увлекаетесь дизайном?
— Да, а еще я вышиваю крестиком и бисером, и шью, и вяжу, и цемент кладу. Но все это в свободное время, если оно случается. А так все-таки по профессии я актриса.
— Я знаю, что вы, как и герои вашей передачи, тоже снимаете жилье. Правда, не квартиру, а целый дом в Подмосковье, причем уже 15 лет подряд. Вы в нем что-то переделывали?
— Кое-что делала. И стены красила, и новую мебель покупала. Из чердака мы сделали второй этаж, там сейчас обитает моя дочка Маша. Полностью переоборудовала я и сарай. Раньше в нем лежало огромное количество макулатуры — собрание сочинений Ленина, старые журналы, которые «читали» крысы. А сейчас у меня в этом помещении хозблок со стиральной машиной, сушилкой, массажным столом. А вообще-то я бы поменяла в доме еще много чего, но, увы, не имею на это права.
— А обаяние не пробовали включать?
— Но я же не говорю, что оно действует во всех случаях. А вообще-то это мелочи. Главное в другом. Мы стали снимать загородный дом, чтобы дети дышали свежим воздухом. Вот они и дышат.
— Но сейчас ваш сын Василий уже поступает в МАРХИ, через несколько лет, вероятно, и дочь станет студенткой какого-нибудь столичного вуза. Их жизнь будет протекать в основном в Москве. Переедете обратно в город?
— Ни за что! Когда я вхожу в подъезд многоквартирного дома, у меня начинается паника. Я не понимаю, почему люди считают, что их территория начинается с двери в квартиру, а все остальное можно изгадить и поджечь. Нет, загородную жизнь я ни на что не променяю.
— А в доме вход, как правило, начинается с собственного приусадебного участка. У вас он есть? Вы возделываете его?
— У меня 12 соток, но это лесной массив: на участке стоят сосны и ели. А за фруктами-овощами я с удовольствием хожу на рынок. А еще сейчас как раз делают домашние заготовки хозяева квартир, которые участвуют в нашей передаче. И они одаривают меня то компотами, то консервированными огурцами и помидорами. Можно сказать, я хорошо устроилась.
— Люди, ко всему прочему, делятся еще и по такому признаку: одни обожают ходить на рынок за продуктами, бродить и пробовать товар на зубок, а другие этого не терпят и заказывают покупки в интернете. Вы к какой половине относитесь?
— Безусловно, к первой. Стараюсь обязательно посещать продуктовые рынки в любом городе, куда бы я ни приехала: это и приятно, и познавательно.
Вот, например, в Барселоне при входе на рынок тебе сразу предлагают смесь соков из всех фруктов, которые только есть на земле. Еще там очень аппетитные ряды со свежими морепродуктами, которые тебе тут же по твоему заказу готовят на гриле. К поварам стоит очередь, зато когда ты получаешь свой заказ, чувствуешь, как у стоящих за тобой людей слюнки текут от умопомрачительного запаха. Такие чувства невозможно пережить ни в одном ресторане.
— Вы так вкусно рассказываете. Трудно перейти к разговору о вашей профессии, о том, как вы стали актрисой...
— Я даже временами об этом жалею. Но если серьезно, то я много чего могу, умею и хочу, но, к сожалению, актерская работа такая зависимая, что ты не принадлежишь сама себе. Я 30 лет отработала в Театре Моссовета. Но три года назад случилось так, что все спектакли, в которых я участвовала, сняли с репертуара, а новых ролей мне не предлагали. Такая ситуация длилась год, и я думала, что этого не переживу. А потом рассталась с театром и сейчас получаю колоссальное удовольствие, находясь в свободном плавании. Я могу делать все что хочу: сниматься в кино и на телевидении, путешествовать:
— И все-таки, Елена, почему вы изначально для себя выбрали актерскую профессию? Ведь ваши родители ни с театром, ни с кино никак не связаны.
— Школьные годы я проводила в основном с бабушкой и дедушкой. Бабушка у меня натура творческая, она всю жизнь занималась самодеятельностью: пела, играла на баяне, танцевала, была безумно артистична. В юности она мечтала играть в Малом театре и ездила показываться режиссеру Алексею Дикому. Он брал ее на работу, но ее мачеха запретила бабушке работать в театре. Я думаю, что актерский ген у меня от нее.
— Вы, можно сказать, воплотили бабушкину мечту, поступив с первого раза в Щепкинское училище при Малом театре. Я знаю, что у вас на курсе были потрясающие мужчины.
— Да, уж с этим у нас все было в порядке: и Саша Домогаров, и Андрей Руденский, Кирилл Козаков, Саша Амелин... Красавцы необыкновенные. Но герои не моего романа, мой тип мужчины — Дэниел Крэйг, сегодняшний Джеймс Бонд.
— Поддерживаете связи с однокурсниками?
— Да нет, как-то не сложилось, и на встречи однокурсников никогда не ходила. Мой педагог Виктор Иванович Коршунов на меня за это сердился. Впрочем, он на меня кровно обиделся, еще когда я после выпуска не пошла работать к нему в Малый театр. А все потому, что мой первый муж, тоже преподававший у нас на курсе, уговорил меня идти в Театр Моссовета, где работал сам. А ведь меня еще Плучек звал к себе в Театр Сатиры, а Андрей Миронов — в свои спектакли, которые он в этом театре ставил. Эх, жить надо было все-таки не по любви, а по расчету!
— Сразу после института вы снялись в нашумевшей «Формуле любви» у Марка Анатольевича Захарова. Не было ли головокружения от успехов?
— Бог миловал. На самом деле это непростое испытание. У меня были знакомые, у которых от популярности буквально сносило крышу, и наблюдать за этим было жутковато.
— После «Формулы любви» у вас было очень много работы в театре и мало в кино. Неужели не скучали по кинематографу?
— На скуку не оставалось времени. Я выходила на сцену практически каждый день, утром репетировала, а потом перед спектаклем отсыпалась в гримерке — домой на Каширку днем я съездить просто не успевала. Позже выяснилось, что пока меня не было дома, первый муж отказывался — от моего имени! — от предложений сняться у Михалкова, Урсуляка... Звонили ведь по городскому телефону, мобильных не было. Супруг меня ревновал и не хотел, чтобы я ездила на съемки. Но по большому счету с кинематографом я никогда не прощалась. Просто в какой-то момент мало снималась.
— А какие у вас еще любимые кинороли кроме Машеньки в «Формуле любви»?
— Роль Машеньки никогда и не была моей любимой! Ведь изначально сценарий фильма был другой, у меня там была главная роль. А потом игравший Калиостро Нодар Мгалоблишвили, с которым я все время должна была находиться в кадре, сломал ногу. Сценарий переписали, и Машенька удалилась в тень, превратилась в, в общем-то, проходного персонажа... Любимая же роль у меня в фильме «Враги», где я играю рыжую почтальоншу в Белоруссии 1942 года. Я за нее столько призов получала... А в последнее время меня на улице узнают больше из-за моего участия в комедиях «Горько» и «Горько-2».
— Ваша дочь не мечтает пойти по вашим стопам?
— Скорее нет. Мне кажется, Маша свяжет свою жизнь с дизайном или будет художником по костюмам — в общем, пойдет по художественной линии.
— А если бы вы не были актрисой, какую профессию выбрали бы?
— Я человек разносторонне одаренный и, думаю, в жизни бы не потерялась. Но, скажу точно, я бы никогда не смогла заниматься рутинной работой — ходить в контору от сих до сих. Уж больно характер у меня для этого неподходящий.
Штрихи
Елена Валюшкина родилась в Потсдаме в семье военного. В детстве занималась музыкой и танцами, училась в художественной школе. В 1984-м окончила Высшее театральное училище имени Щепкина. Сразу после этого снялась в полюбившемся нашему зрителю фильме Марка Захарова «Формула любви», на долгие годы ставшем визитной карточкой актрисы. Почти 30 лет Елена Валюшкина проработала в Театре имени Моссовета. Сейчас снимается в кино и выступает в качестве телеведущей.