В ночь со среды на четверг, за три минуты до полуночи, с космодрома Байконур отправляется в долгую командировку интернациональный экипаж. Ситуация с подтекстом: пока политики США и Евросоюза бренчат антироссийскими санкциями, космические представители конфликтующих стран — россиянин, американец и немец, — не скрывая своих дружеских отношений, готовятся вместе к старту. Не лишенное риска, масштабное и вполне конкретное дело — в противовес политическим интригам и словесным баталиям.
Характерно, что у членов этого экипажа так много общего: это по-настоящему увлеченные, упорные, целеустремленные, отлично подготовленные люди. Земляне! И к тому же одного поколения — 35-40-летних. Нашему Максиму Сураеву, командиру, 42 года (кстати, день рождения он отметил, причем без бокала шампанского, за четыре дня до старта на Байконуре). Бортинженерам Риду Вайзману (НАСА) и Александру Герсту (Европейское космическое агентство) — по 38.
«Экипаж стал для нас всех единой семьей», — сказал журналистам перед отлетом из Звездного городка Александр Герст. «Да, мы — друзья», — подчеркнул он в другом интервью. Астронавты и космонавты не раз обсуждали, когда кончались очередные тренировки, события на Украине, откровенно высказывали свои суждения, но политические бури, громыхающие где-то наверху, никак не повлияли на взаимоотношения членов экипажа. И так же реагируют, а точнее, вовсе не реагируют на неумно нагнетаемую напряженность между США и Россией Стивен Свонсон (командир), Александр Скворцов и Олег Артемьев, работающие сейчас на Международной космической станции. «У нас ничего не изменилось ни в личных отношениях, ни в том, как мы делаем нашу работу, — сказал недавно Стив Свонсон американскому журналисту Марку Стюарту во время интервью через спутник. — Я и мои российские коллеги остаемся хорошими друзьями. Да и специалисты российского и американского Центров управления по-прежнему хорошо работают совместно. Общая заинтересованность объединяет нас, как это было всегда...»
Реальная космонавтика, как видим, отвергает земную мелочную суету. Да и не могло быть иначе. Для этой профессии отбирают мыслящих, толковых и объективных людей, которые легко отделяют зерна от плевел. У того же Максима Сураева — три диплома о высшем образовании. Он окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков (диплом летчика-инженера), Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского (диплом летчика-инженера-исследователя) и Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности «юриспруденция». Последний диплом, думаю, он получил на всякий случай, когда много лет готовился и ждал полета в космос, а его очередь все не наступала. Летал на Су-27. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Офицер-водолаз. В отряд космонавтов был зачислен в 1997-м, а первый (и пока единственный) 169-суточный полет на МКС совершил только через 12 лет. Изнурительное испытание ожиданием (необходимо ли оно?) выдержал с честью.
Ценит юмор, общителен, открыт, принципиален. Перед начальством не прогибается. Женат, две дочери. Увлекается фантастикой, автотуризмом. Стал первым российским космонавтом, который начал вести свой блог, находясь на околоземной орбите.
Несколько дипломов и у немецкого астронавта, геофизика, известного вулканолога Александра Герста. Он единственный из всех троих имеет ученую степень доктора наук. Проводил исследования на вулкане в Новой Зеландии. Участвовал в нескольких экспедициях в Антарктиду, где поднимался на вулкан Эребус. Работал на вулкане Эрта Але в отдаленном районе Эфиопии. В 2009-м был зачислен в отряд астронавтов Европейского космического агентства. Из 8,4 тысячи кандидатов были отобраны тогда всего шесть человек. «Если я увижу с борта МКС вулкан, это будет для меня очень интересно», — шутит немец. Герст увлекается экстремальными видами спорта: альпинизмом, подводным плаванием, затяжными прыжками с парашютом, а также фехтованием. На космодроме его провожает в полет подруга, она — физик, специалист по космическим исследованиям.
Еще один бортинженер — американский астронавт Рид Вайзман. Он, как и Максим Сураев, был военным летчиком. Участвовал в боевых операциях на Ближнем Востоке. Испытывал самолеты. Вайзман обладает также и дипломом магистра по системотехнике. Женат, две дочери. Хобби — работы по дереву, гольф, футбол. «Рид, будучи пилотом, не раз совершал посадку на палубу авианосца, это очень трудно, требует огромного мастерства и ювелирной точности», — так Максим Сураев представил своего американского коллегу журналистам в Звездном городке. А завершая пресс-конференцию, командир очень тепло отозвался о бортинженерах: «Боюсь их перехвалить. Реально хорошие ребята: профессионалы, ответственные, многого достигли уже в молодые годы».
Для Вайзмана и Герста это будет первый космический полет. Сближение с МКС пройдет не по двухсуточной, а по короткой схеме, стыковка запланирована примерно на 6 часов утра по московскому времени.
А вернется этот экипаж на Землю только в ноябре...