- Вы первый, кому я презентую диск, - говорит хозяин, надписывая пластинку. - Пять лет у меня не выходили альбомы - не хотелось кормить пиратов, которые одни только в нашей стране и зарабатывают на продаже дисков... А песен за этот период появилось столько, что еще на две такие пластинки бы хватило: "А я не знал, что любовь может быть жестокой", "Немного жаль", "Роза чайная", "Полетели"... Или песня-зарисовка Александра Цекало "История" (из саунд-трека к фильму "Ландыш серебристый"). Или мелодии греческих авторов, которым я очень благодарен за то, что они наполнили альбом жаркими ритмами Средиземного и Черного морей. Ну а песня Анатолия Зубкова "Поцелуй" на данный момент моя любимейшая в альбоме...
- Извините, не соображу: кто это на диске сфотографирован?
- Как кто? Я!
- Да ну? Эффектно снимок обработан - вы словно 18-летний юноша...
- А мне в душе 18. Просто это вы меня сейчас видите "необработанным", при дневном свете, без сценического макияжа. Вот еще почему не очень люблю все эти интервью - к ним же надо готовиться... А дом - единственное место, где могу себе позволить расслабиться, походить в тапочках и халате.
- Чем ваш новый альбом отличается от предыдущих двадцати с лишним?
- Я, как и раньше, пою о главном человеческом чувстве - о любви. Но теперь к моему актерскому мастерству добавился эмоциональный опыт последних лет, которые оказались очень бурными, принесли серьезные перемены и в личном плане, и во взглядах на жизнь. Я познал горечь потерь (Филипп, очевидно, имеет в виду прежде всего развод с Аллой Пугачевой. - С.Б.), что отразилось в светлой грусти таких песен, как "Он - твоя иллюзия", "Сердце в тысячу свечей"... В том же ряду и наш дуэт с Аллой Борисовной "Холодно в городе", который мы спели под Новый год...
Должен сказать, что новый диск бы не вышел, если бы меня буквально не заставила это сделать одна девушка, мой большой друг. Это Яна Рудковская, с которой мы познакомились в прошлом году, когда готовили Диму Билана к "Евровидению". Меня тогда тревожили печальные мысли, а Яна поняла, что мне нельзя сидеть без дела. И прямо-таки затащила в студию. И случилось чудо - я вновь увидел, что мир прекрасен, я - нужен, моих песен - ждут... Раньше в нашем шоу-бизнесе была только одна женщина-продюсер - Алла Пугачева. Думаю, теперь взойдет и звезда Яны.
- С какими жизненными выводами вы подошли к 40-летию?
- Я понял главное - нельзя загонять себя. Я же всю жизнь несся вперед, как сайгак, ни на минуту не останавливаясь. Вот механизм и стал давать сбои, предохранители начали перегорать (здесь Филипп, без моего напоминания, сам заговорил о знаменитой пресс-конференции в Ростове-на-Дону, где он был груб с местной журналисткой. Сказал, что вины с себя не снимает, хотя убежден, что масштабы скандала искусственно раздули. Но в тексте юбилейного интервью попросил эту тему не педалировать, поскольку о ней и так, на его взгляд, уже много говорено. - С.Б.). Я почувствовал: надо остановиться. Оглянуться кругом. Может быть, на время пропустить вперед других. И это помогло вернуть в душу гармонию, успокоиться... Сегодня я спокоен, как удав.
- Ну уж удав, может, как какое-нибудь более привлекательное существо?
- А чем плох удав? Вспомните "Маугли": там это один из главных положительных героев. Нет, если серьезно, полугодовая пауза пошла на пользу.
- Ну да, два года подряд потом получали "Мировую музыкальную премию" в Америке, журнал "Форбс" назвал вас самым активно гастролирующим российским артистом, лидирующим по количеству публики...
- А мне не привыкать - я всю жизнь, как феникс из пепла... Помните, как Резник написал для Пугачевой: "Актерская доля - то наземь, то ввысь. Прекрасная горькая доля".
- Спокоен, как удав... Откуда тогда слухи о ваших звездных скандалах типа: не той длины лимузин вам подали?..
- Господи, какие скандалы? Я никогда ничего немыслимого не требую. Просто жизненная необходимость диктует какие-то специфические условия моей работы, проживания. Например, в силу высокого роста физически не помещусь в маленькой машине. И потом почему я должен ехать в автомобиле не представительского класса? Когда западные звезды требуют перекрасить свой гостиничный номер в другой цвет, никого это не удивляет и не раздражает. Но если ведущий отечественный артист выражает желание поселиться в тихом загородном особняке или он просит, чтобы в сырую погоду его доставили из самолета в зал ожидания на хорошей машине, это почему-то трактуется как каприз звезды. И никого не волнует, что он работает, по сути, на пределе человеческих возможностей, что комфортные условия ему жизненно необходимы для отдыха... У меня 200 концертов в год, я тружусь по 20 часов в сутки, и другой ритм мне трудно себе представить. Приходя домой после концерта, валюсь в мертвецком сне.
- 4-5 часов сна вам хватает?
- Вы знаете, когда выпадает редкий случай выспаться, то мне и 12 может оказаться маловато. Но, как правило, ложишься где-то в 3, а вставать должен уже в 7-8, потому что постоянные переезды, ранние вылеты...
- Сколько часов отдаете вокальным упражнениям?
- Собственно упражнениям я отдал дань сполна еще в Гнесинском училище. С тех пор мой тренинг - ежедневные репетиции, концерты. Обычно прихожу за два часа до выступления, репетирую и сам, и с балетом...
- А на спорт хватает времени?
- Даже подумать о нем некогда.
- Ну хоть контрастный душ по утрам, чтобы горло было в порядке...
- Это другое дело, закалка и гигиена, даже при полном цейтноте, - первейшее дело. Но пока на здоровье, спасибо Господу Богу и родителям, пожаловаться не могу. Наверное, и знак зодиака мой сказывается: хоть я человек южный, но Тельцы простудам не очень подвержены.
- Зато вам, как и многим артистам, журналисты любят бросать упрек, будто бережете связки и вживую практически не поете...
- Совершенно неоправданное обвинение. Это Юрий Шевчук в свое время учинил провокацию, прокрутив по телевидению запись одного из рабочих моментов шоу "Песня года", на котором все выступают под фонограмму. А он изобразил, будто я также вполголоса пою на концертах. Те, кто ходит на мои концерты постоянно и имеет слух, знают, что там, где Киркоров, - только живой звук. Да и потом, я же не сумасшедший - зачем тогда возить с собой целыми трейлерами звуковую аппаратуру? Зачем набирать высококвалифицированных, именитых музыкантов с их инструментами - только для инсценировки? Это же безумные деньги! Вы правы, есть артисты, и их много, которые спокойно живут, не идя на такие расходы, а пользуясь фонограммой, причем не всегда даже своей собственной... Но это дело их совести. Про себя скажу со всей определенностью: обмануть зрителя для меня хуже смерти. Я - честный артист. Так меня воспитали родители, так учила и меня, и Кристину Алла Пугачева. Мы все, прошедшие ее школу, поем для зрителя только живьем.
- Как вообще журналист, находясь в нескольких десятках метрах от артиста, может определить, что тот работает под фанеру?
- Не знаю. Недавно, например, я был на концерте Билана в Лужниках. И могу засвидетельствовать как профессионал: он работал живьем, на очень высоком для своего молодого возраста уровне. А в прессе чего только не написали...
- Нынче вы, как и в прошлом году, не остались в стороне от горячки "Евровидения" - сочинили песню для белорусского участника Димы Колдуна... Но вам не кажется, что из тройки Россия -Украина - Белоруссия на сей раз ближе к победе будет Верка Сердючка? Ведь год назад первое место заняли финские монстры из группы "Лорди", а она - этакий украинский комический монстр...
- Прогнозировать успех на "Евровидении" совершенно бесполезно - это абсолютно непредсказуемый конкурс. Единственное могу сказать, что Андрей Данилко - талантливый человек и мой друг. Какую прекрасную аранжировку он сделал к песне "Полетели", которую к тому же и спродюсировал! И если ироничный образ Верки Сердючки покорит Европу, я первый подниму бокал за успех Андрея.
- А вот Настя Стоцкая, подопечная вашего продюсерского центра "Филипп Киркоров продакшн", несколько раз пыталась пробиться на "Евровидение", но пока не смогла...
- Ну, ей еще надо для этого профессионально окрепнуть. "Евровидение" - очень серьезное испытание. Настя лишь несколько лет на эстраде и начала довольно-таки успешно - завоевала Гран-при в Юрмале... У Насти есть один маленький недостаток: то ли в силу юного возраста, то ли из-за не совсем созревшего характера она у нас девушка с ленцой. Что для меня совершенно непонятно. Я сам пахал, знаю, каким трудоголиком был всю жизнь Валерий Леонтьев. Вот сейчас также Билан пашет, жадно вгрызается в профессию. Или Сергей Лазарев - он мне напоминает меня самого, каким я был в его годы. Сожалею, что тогда еще не существовало "Звезд на льду", "Звезд в цирке" - проектов, где талантливому артисту можно было бы себя многосторонне проявить, вот как проявил себя Сережа. Думаю, Лазарев - это всерьез и надолго... Но вообще-то в новом поколении ленца, о которой я сказал, часто встречается. Может, потому что многих избаловала порочная практика излишней продюсерской опеки - знают, что богатый дядя и так им все обеспечит. Молодежь сейчас вообще какая-то инфантильная, пассивная, стержня в ней нет, нерва. Смотришь на артистов старшего поколения - у них все на нервяке, на оголенных чувствах. А новые - такие кисейные барышни. Наша учительница Флора Яковлевна Нерсесова, художественный руководитель курса, говорила в таких случаях: смотришь на вас - молоко киснет, мухи дохнут!
- А помните, про Настю, когда она только появилась, говорили: вот новая Пугачева...
- Запомните: второй Пугачевой никогда не будет. Такая одна рождается на все века, и не только у нас, а во всем мире. Это даже не звезда - Галактика. Просто Настя немного напоминала одну из ипостасей молодой Пугачевой. У Пугачевой этих ипостасей огромное количество.
- Вы и после развода общаетесь?
- Конечно, пусть наши встречи не так часты... Но мы и супругами виделись довольно редко в силу нашей профессии: то ее куда-то закинет гастрольный график, то меня. И так по два, три месяца, по полгода...
- Филипп, сейчас в карьере популярных артистов главным источником заработка стали не открытые концерты, а вечеринки у богатых людей... Не боитесь, что тем самым отдаляетесь от народа, в глазах которого как бы продаетесь этим обезумевшим от несметных денег олигархам?
- Почему же я отдаляюсь? И почему же продаюсь? Наоборот, благодаря корпоративным мероприятиям могу заработать на роскошное шоу, которое потом увидит широкая публика. Причем увидит, замечу, по доступным, демократичным ценам, держать которые всегда считал своим долгом. И гонорары мои за эти шоу, поверьте, далеки от тех астрономических сумм, которые мне обычно приписывают. Ведь огромных денег стоят постановка, реклама, не говорю уж о вознаграждении остальным 120 участникам спектакля... А просить помощи у спонсоров у меня никогда не получалось - не мое это! Да сегодня только купить песню у авторов стоит около 10 тысяч евро. Снять на нее клип - тысяч 80... Альбом выпустить - минимум полмиллиона. Что уж говорить про полномасштабное шоу...
- Недавно вы пели в Чечне, за что Рамзан Кадыров присвоил вам звание народного артиста республики. Такой способ расплаты вас не покоробил?
- Это не способ расплаты, а признание. Какого же артиста покоробит признание? Тем более такой сильной личности как Кадыров. Или как президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, обрадовавший меня тем, что пришел в мою гримерку после концерта и поздравил.
- Вы много странствовали, были даже в Тибете... Какое место на земле для вас самое заветное?
- Вы думали, я назову какой-нибудь райский экзотический остров? А я вам скажу: сцена. Вот то место, где я защищен больше всего. Защищен зрителями, их любовью, своей музой. Хотя жизнь на сцене спокойной не назовешь. Но другой жизни мне не надо.
Беседу вел