Главная Культура 00:05 27 Августа 2021 11123
Ольга Кабо: Во все времена роль женщины была главной

Актриса рассказала «Труду», спасет ли мир любовь и чем можно пожертвовать ради личного счастья, да и есть ли оно на свете

Анна Чепурнова, Сергей Бирюков
Зрительницы первых отрывков из «Позднего счастья» уже засыпали Ольгу благодарностями за ее Ирину: «Жизненная история», «спасибо за мотивацию», «неужели еще не поздно?» Фото предоставлено телеканалом «Россия»

29 августа на канале «Россия» стартует мелодрама «Позднее счастье». Идеальный, казалось, брак главной героини рушится в одночасье, когда в день собственного рождения она узнает об измене мужа. Решение Ирины жестко и бескомпромиссно: развод несмотря на то, что шансов вновь устроить личную жизнь в таком возрасте не остается никаких. Никаких? Персонажам фильма и его зрителям предстоит узнать, так ли это. А мы обращаемся к исполнительнице главной роли Ольге Кабо, чья судьба по насыщенности спорит с жизнями десятков ее кино- и театральных героинь, с вопросами о том, спасет ли мир любовь, чем можно пожертвовать ради личного счастья, да и есть ли оно на свете.

— Ольга Игоревна, чем вас «притянул» фильм, смотреть который мы начнем послезавтра?

— Каждая женщина, вне зависимости от возраста, мечтает о счастливой семье и надежном мужском плече. Но многие, обжегшись, теряют веру в идеал, боятся вновь вступить в уже обманувшую однажды реку отношений, готовы поставить крест на личной жизни. Моя героиня — именно такая: обиженная, униженная, раздавленная, разочарованная... Как простить измену мужа после десятка прожитых вместе лет? Будучи гордым человеком, Ирина принимает решение развестись и вернуться на работу, то есть начать новую жизнь... Не забегая вперёд, скажу только, что на моем ютуб-канале, где выложены фрагменты картины, уже несколько миллионов просмотров и множество комментариев: «Жизненная история», «спасибо за мотивацию», «неужели ещё не поздно?»...

— Может быть, отдельные моменты сценария напомнили что-то из собственной жизни?

— Нет, моя личная история другая, хотя и я до недавнего времени была замужем.

— Что при съемках оказалось самым трудным?

— Успеть снять все до Нового года! Съемки проходили в Минске в последнюю декаду декабря. Вокруг — подготовка к празднику, гирлянды на улицах, суета в магазинах... А мы снимаем — холодина, пронзительный ветер. И график без пауз и выходных! Но группа была очень дружная, режиссер Глеб Якубовский снимал вдохновенно, с партнёром Дмитрием Фридом сложились прекрасные творческие отношения. Лишь на один день удалось вырваться в Москву — обещала сыну вместе нарядить елку. Была счастлива, что дома все готово, и со спокойным сердцем вернулась на съемочную площадку.

И с Дмитрием Фридом, и со всеми коллегами по съемкам у Ольги сложились доверительные отношения. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

31 декабря мы ещё снимали. Лишь в 17.00 режиссер произнёс заветные слова: «Стоп! Снято!», мы срочно открыли шампанское, выпили, расцеловались и напрямую в аэропорт! Домой я приехала за час до Нового года... Мне кажется, и в наш фильм проникло это праздничное настроение, которое, надеюсь, передастся через экран зрителю.

— Вы производите впечатление человека мудрого и начисто свободного от звездной болезни. Редкое для знаменитой актрисы свойство! Как удалось избежать этой «хвори»?

— Ещё в детстве мои родители воспитали во мне «иммунитет» к ней. Профессии мамы и папы далеки от творческих, поэтому, когда в 15 лет я впервые попала на съемочную площадку, находившуюся в другом городе (фильм «И повторится все...» снимался в Одессе) и окрепла в решении стать актрисой, то знала, что помощи и протекции ждать неоткуда, придётся всего добиваться без посторонней помощи. Потом, уже учась во ВГИКе, трудилась от зари до зари, усваивая уроки актерского мастерства, которое мне передавал мой учитель Сергей Фёдорович Бондарчук. Параллельно много снималась — иногда в четырех картинах сразу, так что к окончанию института у меня было около 20 главных ролей в фильмах. А времени на звёздную «хворь» просто не оставалось. Надо было стараться, я не имела права подвести Мастера и ударить в грязь лицом...

— Насколько сложным оказался опыт вхождения во взрослый коллектив в тех первых съемках?

— Ну, представьте себе: 15-летняя школьница попала на одну площадку с профессионалами. Притом никто не делал скидки на мой возраст, требования предъявлялись такие же, как и к опытным кинематографистам. Все было непросто. И я сама чувствовала, что должна доказать всем, прежде всего себе, что смогу, справлюсь, я же не ребёнок!.. Еще ничего по сути не умея, до того в кино будучи только зрителем, училась на собственных ошибках, внимала каждому слову моего первого режиссера Ярослава Васильевича Лупия. А он поверил в меня и доверил главную роль. Относился по-отечески, и не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы не та наша встреча.

— А свою дочь вы бы отпустили в таком возрасте на съемки без сопровождающих?

— Зачем фантазировать? У моих детей свои судьбы. Дочь окончила Московскую академию хореографии, потом балетмейстерский факультет ГИТИСа, получила государственный грант и уже поставила собственный спектакль «Лолита. Вплоть до смерти и после» в театре «Русский балет» Вячеслава Гордеева. Сейчас продолжает учебу в магистратуре философского и психологического факультетов МГУ. Но, между прочим, в семилетнем возрасте Таня снялась в сказке «Дюймовочка» Леонида Нечаева в заглавной роли. Однако актрисой стать не захотела — не затянул ее этот процесс, в отличие от меня. Она выбрала другое искусство, хочет и дальше ставить балеты. Вообще дочь — очень самостоятельный думающий человек. Мы общаемся не как родитель и ребенок, а как близкие подруги, всегда готовые подставить друг другу плечо.

С дочерью Татьяной Ольга чувствует себя как с самой близкой подругой. Фото из личного альбома актрисы

Что касается сына, он ещё слишком мал, чтобы оторваться от меня — в этом году перешёл в 3-й класс. Так что у него ещё все впереди!

— В мире набирает обороты движение #MeToo. Что вы о нем думаете? Приходилось ли сталкиваться с тем, о чем рассказывают его героини? Например, при съемках такой фривольной вещи, как «Комедия о Лисистрате»...

— Если честно, мне совсем неинтересно ни читать об этом, ни тем более обсуждать. Никогда не эпатировала публику подробностями своей личной жизни. Не зря же она личная... Одно могу сказать: грязи, описываемой в этих самых историях #МеТоо, на моем пути, слава Богу, не встретилось. Мне везло и везёт на деликатных и талантливых режиссеров.

Теперь о фильме «Комедия о Лисистрате». Это не фривольная вещь, как вы ее назвали, а классика, ведь в основе — пьеса великого древнегреческого комедиографа Аристофана. История любви. История вечного конфликта между мужчиной и женщиной. Борьба двух стихий — мирной и воинствующей... И прекрасные актеры в кадре — Елена Коренева, Александр Калягин, Константин Райкин, Евгений Стеблов... Сегодня, мне кажется, эта тема особенно актуальна. Нужно спасать наш земной шарик от вражды и агрессии, и сделать это сможет только любовь.

Любовь — вот что спасет мир, уверена Ольга. Фото Яны Ягниш

— Как считаете, в ХХI веке роль женщины в обществе и семье изменилась по сравнению с ХХ столетием? Ведь на Западе уже и муж может уйти в декрет вместо жены, а разделение обязанностей на «мужские» и «женские» перестает быть модным даже в нашей патриархальной стране.

— Мне кажется, во все времена роль женщины была главной. Разница лишь в том, что раньше на нас лежала миссия хранительницы очага и воспитательницы детей, теперь же, не забывая об этом, мы еще и вкалываем наравне с мужчинами на работе. XXI век очень агрессивен, требует действия, быстрого принятия решений. Хочешь состояться — докажи! Сегодня не время слабых, выживают и идут вперёд уверенные в себе и амбициозные личности. Притом женщины исторически более выносливы, в нас скрыты неимоверные ресурсы, благодаря которым мы живем, созидаем и дарим жизнь. В общем, прав Некрасов: и коня на скаку, и в горящую избу...

— Как удается находить время и для семьи, и для работы? Приходится чем-то жертвовать?

— Считаю, что в жизни никакого рода жертвы не оправданы — если, конечно, не стоит вопрос о спасении этой самой жизни. Поэтому пытаюсь мудро распределись своё время, чтобы ничего и никого не пропустить.

Давно решила для себя: важно не количество проведённого с семьей времени, а его качество. Поэтому все свободное время я просто мама, которая придумывает праздники, собирает в школу, проверяет уроки и поёт колыбельные перед сном. Стараюсь подстраиваться с отпуском под каникулы сына и по возможности брать его с собой в поездки. С дочерью проще — договорились и встретились, нужен совет — пожалуйста всегда!

А самые долгожданный момент — это приехать вместе в гости к моей маме Аиде Николаевне. В родительском доме время останавливается, точнее возвращает меня в детство, и я чувствую себя тепло и защищенно. Готовимся к таким встречам все вместе — Таня отвечает за десерт, я везу продукты с рынка, Витя рисует бабушке картину в подарок. У мамы, кстати, уже целая галерея рисунков внука.

Зато как приятно после таких выходных вновь окунаться в работу — репетиции, спектакли, гастроли, съёмки... А после любимой работы возвращаться домой, где тебя ждут.

— Ждет ли 9-летний Витя 1-го сентября или мечтает, чтобы каникулы подольше продлились? И что его увлекает, помимо уже упомянутого вами рисования?

— 1 сентября Витя отправится в 3 класс нашей любимой школы «Лидер». Конечно, к началу нового учебного года уже совершили шопинг, собрали портфель, приготовили белую рубашку. Нас ждёт праздничная линейка, на которой Витя предстанет на сцене в роли Гарри Поттера. Уже идут репетиции, Витя учит текст, а я помогаю ему советами, как сыграть сцены.

Что касается рисования — учитель по «изо» заметила его способности, и, возможно, будем искать художественную студию, чтобы заниматься более профессионально. Ещё сын увлекается робототехникой, карате, конным спортом. Короче — не ленится и познает мир.

По стопам мамы и ее сын Витя с 4 лет осваивает конный спорт. Фото из личного альбома актрисы

— Вы ведь сами уже в зрелом возрасте окончили отделение истории искусств истфака МГУ. Зачем вам понадобился этот опыт?

— Помните передачу «Хочу все знать»? Это про меня! Беременная Танечкой, я решила вот так воспользоваться паузой в профессии. Знакомство с мировой культурой начиная с ее первобытнообщинного состояния и заканчивая современным искусством — потрясающее путешествие во времени и пространстве. Это такое удовольствие — где бы ты ни оказался, знать, какие великие произведения находятся рядом с тобой, и ты можешь их посмотреть. Кстати, при подготовке к ролям часто использую жесты и пластику героев знаменитых полотен. Обсуждаю с театральными или кино-художниками образы и силуэты, вдохновленные шедеврами мастеров.

— В 1997 году вы готовились к съемкам в фильме Юрия Кары, часть которых должна была проходить на орбитальной станции «Мир»...

— Да, можно сказать, была в 5 минутах от исполнения моей мечты полететь в космос! Достойно пройдя все испытания в Институте медико-биологических проблем — центрифугу, барокамеру, невесомость и множество других тестов, — получила справку о готовности к полету с перегрузками. Единственная женщина из всех, кто тогда такого документа удостоился — предмет моей особой гордости! Увы, у проекта не оказалось достаточного финансирования, и фильм заморозили...

Прошло время, сейчас готовится к запуску картина, которую, кажется, все-таки снимут в космосе, на главную роль утверждена Юля Пересильд. Очень надеюсь, что на этот раз все получится... Конечно, мне немного грустно — помните, как пишут: «На этом месте могла быть ваша реклама»... (Улыбается)

— Вы много лет работаете в Театре Моссовета. Что он для вас?

— Театр-дом. Любимые партнеры, творческие эксперименты, поиск истины, ошибки, вдохновение. Считаю, что только в театре рождается Артист. Кино использует, театр одухотворяет...

— Год назад в театр пришел новый режиссер Евгений Марчелли. Удалось ли поработать с ним?

— К сожалению, творческой встречи с Евгением Джозефовичем пока не произошло. Сейчас в репертуаре у меня два названия: «Опасные связи» в постановке Павла Хомского, где я играю коварную и жестокую интриганку Маркизу де Мертей, и «Морское путешествие 1933 года» в постановке Юрия Ерёмина — римейк оскароносного фильма Стенли Крамера «Корабль дураков». Моя Мэри Трэдуэл — одинокая мечтательница, ищущая свою любовь...

Но вообще пауза затянулась, новых постановок с моим участием не было давно, и я очень их жду. Как раз сейчас молодой режиссер Олеся Невмиржицкая приступила к репетициям спектакля по пьесе Робера Тома «8 женщин». Заняты прекрасные актрисы Театра Моссовета разных поколений: Мария Кнушевицкая, Ольга Остроумова, Евгения Крюкова, Екатерина Гусева, Анна Михайловская, Лилия Волкова... Пока сложно сказать, как все сложится, работа только началась. Так что ваше пожелание удачи прекрасным дамам не будет лишним!

— Продолжите ли ставить и исполнять сольные литературные спектакли вроде того, о котором пару лет назад рассказывали «Труду» — «Бушует снежная весна»?

— В моем репертуаре несколько литературных и музыкально-поэтических проектов. Это и мои любимые спектакли с Валерием Бариновым — диалог «Ты не становишься воспоминаньем» и посвящение великому поэту «И мой Пушкин», и работы с певицей Ниной Шацкой — ахматовская «Память о солнце» и цветаевская «Я искала тебя», и упомянутый вами сольный проект «Бушует снежная весна».

Художественное слово — совсем отдельный жанр. Читать поэзию со сцены очень непросто. Нужны глубокое знание материала, работа с архивными источниками. Зато какое удовольствие получаешь, произнося прекрасные строки великих авторов. Это и отдохновение, и познание себя...

Кино актера использует, а театр — вдохновляет, свидетельством чему — и эти цветы после спектакля «Мастер и Маргарита». Фото из личного альбома актрисы

— Какие книги и телепередачи увлекли в последнее время?

— На телевизор решительно нет времени. Из современной литературы очень уважаю творчество Евгения Гришковца. Недавно прочитала его «Узелки» — трогательное путешествие по страницам памяти. Читая, вернулась в свои детские переживания...

— По-прежнему увлекаетесь лошадьми?

— Да, конный спорт — мое хобби, а лошади — любовь. Уже долгие годы занимаюсь выездкой, очень нравится гарцевать и исполнять разные па верхом. Пытаюсь хотя бы раз в неделю вырваться в конно-спортивный клуб «Отрада», где живет мой жеребец Покровитель тракененской породы. А теперь и сын разделяет мое увлечение — он в седле с 4 лет, тоже занимается выездкой и уже добился успехов — получил 1 место в своей возрастной категории в турнире «Отрады» по выездке. Так что на тренировки ездим вместе — скачем-чистим-моем-кормим-холим-лелеем...

— Чего бы вы сами себе пожелали?

— Много творчества и прекрасных ролей, свободы выбора, и чтобы близкие были рядом, здоровы и счастливы. Рецепт счастья прост...

— Ольга Игоревна, спасибо за то, что так охотно откликнулись на нашу просьбу о беседе. Ведь, как мы уже говорили, не все ваши коллеги любят общаться с журналистами...

— Увы, слово «журналист» в глазах многих скомпрометировано, слишком частыми стали банальные, а то попросту недостоверные публикации. Рассказать о творчестве сейчас легче и надежнее на страницах в соцсетях. Никто там не исказит твою мысль и не спровоцирует скандал, компилируя вырванные из контекста фразы. Поэтому последнее время встречаюсь с журналистами очень избирательно. Но «Труд» благодарю за деликатность и наши долгие дружеские отношения.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5778
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5432
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...