Сразу скажем, посмотреть на городок Киржач с высоты полета дирижабля нам пока так и не удалось: погода была нелетная. Зато начинку аэростата мы изучили. Оказалось, что новое - это хорошо забытое старое плюс последние достижения науки.
- Вот они, красавцы, - начальник летного отдела ЗАО "АэроСкан" Юрий Иванченко ведет нас в гигантский ангар и с гордостью показывает два дирижабля Аu-30. - Как видите, 54 метра в длину, 17 с половиной в высоту. Это в Европе дирижабли для прогулок используют, а у нас задачи более серьезные - аэросъемка и аудиовизуальная поисковая работа.
Поднимаемся в гондолу. Места для шести человек экипажа плюс суперсовременная техника - мощнейшие цифровые фотоаппараты, GPS-приемник для спутниковой навигации, инфракрасные и ультрафиолетовые видеокамеры, метеооборудование...
- Вот, видите эту камеру? Настоящий чудо-глаз: приблизит и сделает точнейший снимок нужного участка, - говорит Юрий Иванченко. - Так что обычная карта местности - уже прошлый век. Сегодня нам по силам создать трехмерную модель участка земли. Такая информация нужна и муниципальным властям, и энергетикам (мы отслеживаем, в порядке ли линии электропередачи), и строителям, и геологам, и пограничникам, и службам безопасности...
Конечно, нечто подобное делалось и раньше - с помощью вертолетов. Но их скорость слишком велика для аэросъемки - 150 километров в час. Дирижабль же может просто зависнуть в воздухе на некоторое время. Есть у современных дирижаблей много других преимуществ: топлива для них надо немного, специальный аэродром не нужен. Правда, требуется так называемая причально-стартовая команда . Продолжительность полета - 10 часов и более. У современных дирижаблей есть вполне реальная возможность слетать даже на Северный полюс. Что, в общем-то, и намерены сделать в недалеком будущем пилоты дирижаблей.
- Наш самый амбициозный проект - это работа по берегам Северного Ледовитого океана, - делится планами генеральный директор ЗАО "АэроСкан" Игорь Куликов. - Международные экологические организации уже давно бьют тревогу: все побережье буквально завалено бочками от керосина - за время освоения Арктики накопилось огромное количество отходов, среди которых много токсичных. Сначала решено вывезти те бочки, в которых еще осталось топливо. Только вот как с высоты полета определить, какая бочка полная, а какая пустая? Сегодня такое возможно с помощью инфракрасной съемки с дирижабля. Так что будущим летом полетим в Арктику. Построить в Киржаче единственный в России воздухоплавательный аэродром было непросто, признается Игорь Куликов. Последняя книга о дирижаблях вышла в СССР еще в 1936 году. Все приходилось осваивать заново. Сложно было найти землю, которая не считалась бы сельхозугодьями, а потом еще и с местным населением пришлось повоевать.
- Здесь поблизости дачи обеспеченных москвичей, вот они и беспокоились, - вспоминает Игорь Куликов. - Я ходил по домам и доказывал: вреда экологии не будет. Убедил-таки...
Сейчас окрестные жители то и дело наблюдают в воздухе плывущий по небу дирижабль. Говорят, некоторые первое время пугались, принимали сигарообразный аэростат за НЛО. Потом привыкли. Да и лишние рабочие места городу не помешают.
Из истории вопроса
Изобретателем дирижаблей считается француз А.Жиффар. В 1852 г. он впервые построил дирижабль с воздушным рулем и гребным винтом, приводившимся во вращение небольшой паровой машиной. В СССР дирижабли активно использовались в 1930-х годах. Их тогда наполняли водородом, который, как известно, чрезвычайно горюч. После нескольких крупных катастроф дирижабли практически перестали использовать. Сейчас их наполняют гелием, который абсолютно безопасен. Современный дирижабль - это 7 слоев нежесткого полимерного материала, два двигателя на поворотных консолях и совершенно особенный "руль" - хвостовое оперение.