Главная Культура 00:19 27 Мая 2022 8307
Вахтанговцы целый век живут, творят и дальше будут!

Сегодня в театре - первая после ухода Римаса Туминаса премьера. С режиссером Эльдаром Трамовым поговорил «Труд»

Виктория Пешкова
Вахтанговцы первыми открывают нашему зрителю «Обратную сторону медали» (Яна Соболевская и Евгений Князев на репетиции). Фото: Яна Овчинникова

На прошедшей в понедельник, 23 мая, встрече министра культуры Ольги Любимовой с труппой Театра Вахтангова, откуда недавно уволился его многолетний художественный руководитель Римас Туминас, было решено, что в течение ближайших года-двух коллектив будет работать без худрука. Труппа заверила, что директор Кирилл Крок, главный режиссер Юрий Бутусов и худсовет способны обеспечить нормальную творческую жизнь коллектива. Министр пошла навстречу.

Хороший пример взаимной выдержки и готовности слышать друг друга, проявленных артистами и их государственным патроном в разрешении нелегкой ситуации. О том, как достойно, стремясь сохранить полифоничность репертуара и уважение зрителей, проходят вахтанговцы через выпавшие на их долю испытания, мы поговорили с режиссером первой в новой истории театра постановки «Обратная сторона медали» Трамовым. Премьера как раз сегодня, 27 мая.

— Эльдар, вы были ассистентом Римаса Туминаса на «Войне и мире». Тогда в вас и проснулась тяга к режиссуре?

— Нет, все началось раньше. Несколько лет назад наш худрук задумал постановку «Мать и сын», основанную на фрагментах мировой литературы, и согласился, чтобы я поработал с артистами над эпизодами. Но тогда довести замысел до конца не получилось. По каким мотивам Римас Владимирович вызвал меня ассистировать ему на выпуске «Войны и мира», не знаю, но однажды он сказал, что пора бы мне уже поставить что-то самому, и поскорее. По сути, благословил на эту постановку.

На репетиции «Войны и мира». Фото: Театр имени Вахтангова

— Флориан Зеллер сегодня — один из самых востребованных, в том числе на наших сценах, французских драматургов. Как думаете, почему?

— Это автор на грани гениальности. У него что ни пьеса, то ребус, хотя в основе всегда простая, до мозга костей бытовая история. И если не найти к ней ключа, кажется, что перед тобой бульварная комедия. Зеллер очень точно определяет болевые точки человеческой души, говорит о вещах, в которых мы и самим себе не всегда признаемся.

«Обратная сторона медали» лежала у меня давно. Зеллер написал ее раньше всем известной «семейной трилогии» — «Папа», «Мама», «Сын», однако в России, по крайней мере в Москве, ее не ставили. Это, конечно, несправедливо. Но насколько же сложнее оказалась пьеса, чем представилось мне при первом прочтении!

— Да, завязка тривиальна: добропорядочные супруги давно живут каждый сам по себе, и вдруг к ним в гости является друг семьи с юной красоткой, ради которой бросил умницу-жену.

— Ситуация знакома если не всем, то многим. Кто-то ее уже прожил, и возможно, не один раз, кому-то это еще предстоит. Но история, рассказанная Зеллером, очень быстро выходит за рамки взаимоотношений мужчины и женщины. Если я не способен любить и уважать человека, посвятившего мне свою жизнь, то не способен я на это и по отношению к другим людям, и к самому себе. И возникает вопрос, который любил задавать Петр Наумович Фоменко: куда уходит любовь? И сама ли она уходит, или мы ее гоним, отказываясь от нее?

— Уставший от семейной рутины муж в отчаянии восклицает: «Хочу, чтобы жизнь была непредсказуемой!» Снова вечный конфликт между «хочу» и «должен»?

— Пожалуй, да: строй свое счастье, даже если другим это принесет несчастье, — вот принцип, царящий в обществе. Кому в голову не приходила мысль: понимаю, что так поступать нельзя, но очень хочется?! Вопрос, что победит — разум или желание. Можно сбежать хоть в Мексику и носиться там голышом по пляжу, но если ты обгоришь, то смазывать тебя кремом и сдувать песчинки будет тот, кто тебя действительно любит. И вряд ли это юная беспечная красотка.

— Вы еще верите, что театр может кому-то помочь в жизненных передрягах?

— Если бы не верил, нашел бы себе другое занятие. Все вокруг твердят: надо говорить о человеке. Да! Но не о человеке вообще, а о совершенно конкретных вещах — страхах, мечтах, желаниях. И если театр еще называют храмом, то я хочу, чтобы человек мог найти здесь ответы на мучающие его вопросы.

— Вы занимаетесь режиссурой, не оставляя актерскую профессию. Не боитесь оказаться меж двух стульев?

— Бояться надо тем, кто врет. Им приходится делать все возможное, чтобы не вывели на чистую воду. Режиссура для меня — путь, требующий других затрат, иного включения. Петер Штайн рассказывал, что, прежде чем стать режиссером, он получил три высших образования — психологическое, философское и лингвистическое. Заметьте: не театральное, не режиссерское. Это профессия мировоззрения — нужно суметь разглядеть мир, открывающийся за текстом автора.

— А по-моему, сегодня большинство режиссеров хотят не открыть автора, а самоутвердиться за его счет.

— Из режиссуры уходит честность. Все меньше тех, кто не решает с помощью спектакля свои внутренние проблемы, не компенсирует за счет актеров собственные неудачи. Самопиар правит бал. Ради него примыкают к «школам», «направлениям», сооружают нечто скандальное, чтобы все ахнули. И тогда тебя либо зовут в раскрученный проект, либо объявляют мучеником совести. В обоих случаях пиар обеспечен. Нет пиара — нет режиссера. Сколько в провинции талантливых постановщиков и сколько их известно за пределами региона?

— Вахтанговский театр вступает в новый период своей истории...

— И не в первый раз. Тогда справились, и сейчас одолеем. Мы не подвели Евгения Багратионовича, успевшего поставить с учениками всего два спектакля. Сколько талантливых студий тогда кануло в Лету? А вахтанговцы не просто выжили, но целый век живут и творят. И дальше будут!

Сказать, что нам больно и горько, — ничего не сказать. Слова человека можно оценивать, только если они сказаны при общении с достойными людьми в ситуации открытого честного диалога и когда вся речь приведена полностью, без изъятий и искажений.

Эльдар Трамов — за честный диалог с достойными людьми. Фото: Театр имени Вахтангова

Приказ об увольнении не означает автоматического вычеркивания человека из жизни театра. Римас Владимирович остался с нами — идеями, безупречным вкусом, отношением к делу. Для многих из нас он камертон в творчестве на долгие годы.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5835
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5491
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...