Французские эксперты расшифровали данные самописца, найденного на месте крушения А-320 Germanwings — дочерней компании немецкой «Люфтганзы». По версии прокуратуры, после набора высоты командир вышел из кабины, а второй пилот Андреас Любитц заблокировал дверь и начал резкое снижение. Спустя восемь минут самолет врезался в склон горы...
Следователи и психоаналитики гадают, что это было — суицид или теракт. А эксперты «Труда» говорят об инцидентах, которые могли привести к трагедии, и вспоминают отправленные в утиль российские лайнеры, которые всем могли дать фору по части безопасности.
A-320 — из семейства узкофюзеляжных самолетов, поставленных на конвейер в 1988 году европейским консорциумом Airbus S.A.S. За четверть века выпущено свыше 8,4 тысячи машин. В авариях уже потеряно 28 самолетов, жертвами стали более тысячи человек. Самая крупная катастрофа произошла 17 июля 2007 года в Сан-Паулу, когда при посадке с неработающим реверсом самолет авиакомпании TAM выкатился за пределы полосы и врезался в склад ГСМ.
Самолет популярен в России. Так, в «Аэрофлоте» он составляет почти половину парка — 70 штук, в авиакомпании S7 — 43 машины, «Уральские авиалинии» — 35, «Россия» — 29. По мнению пилотов, машина достаточно надежная, хотя некоторые моменты настораживают. Как считает президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, особую тревогу вызывают случаи задымления и разгерметизации. На сайте агентства перечисляются инциденты с бортами злополучной Germanwings.
27.07.12. После вылета из Штутгарта рейсом в Бремен экипаж сообщил о дыме в кабине и выполнил вынужденную посадку в Дюссельдорфе... 18.11. Из-за трещины лобового стекла экипаж рейса из Ганновера во Внуково срочно снизился и сел в Варшаве... 29.01.13. При выруливании на взлетно-посадочную полосу в Кельне появился дым в кабине, три члена экипажа были доставлены в больницу... 02.06. Из-за падения давления в кабине экипаж рейса из Кельна в Прагу предпринял аварийное снижение и вернулся... 16.05.14. Проблемы с лобовым стеклом при наборе высоты, экипаж вернулся на аэродром вылета в Гамбург.
И вот наконец катастрофа во французских Альпах. В летно-испытательном центре ГосНИИ ГА уверяют, что на наших самолетах такое случиться в принципе не могло. По российским правилам в случаях, когда командир покидает рабочее место, в кабине вместо него должен находиться старший стюард.
Накануне пилоты головной компании испытали стресс. Забастовка лихорадила «Люфтганзу»: профсоюз, где состоят более 5,4 тысячи пилотов, требует внесения изменений в тарифные соглашения. Были отменены сотни запланированных рейсов. А уже после катастрофы некоторые экипажи отказывались лететь на А-320. Значит, у них были для этого основания?
Российские авиакомпании только за 2007-2011 годы закупили у зарубежных производителей почти 500 самолетов, причем 80% импорта поступило к нам со вторичного рынка. По прогнозам, в ближайшие 20 лет России потребуется свыше 700 лайнеров стоимостью 100 млрд долларов. Увы, наши авиастроители в стороне. Тишина в производственных цехах бывших авиагигантов, четверть века назад конкурировавших с аэробусами и боингами. Хотя российские машины если и проигрывают, то в качестве сервиса.
Но только не в безопасности. Стоит вспомнить преждевременно снятые с эксплуатации Ил-86 и Ил-96 — за все время полетов ни один пассажир не погиб. Но это уже другая история: