ГИБДД в начале года рапортовала о снижении аварийности на российских дорогах, но это лишь полуправда. Снижается серьезная аварийность — с пострадавшими и погибшими. Вся остальная, при которой страдают лишь «железо» и нервы участников, активно растет. За пять лет, с 2005 по 2010 год, число мелких ДТП в России удвоилось: было 1,7 млн — стало 3,4 млн. Хотя автомобилей на дорогах за тот же срок прибавилось менее чем на треть.
Еще хуже — последствия для дорожного движения. По различным данным, в крупнейших российских городах пропускная способность дорожной сети за ту же пятилетку снизилась в
Разорвать его пробуют не первый год, но ситуация лишь ухудшается. Власть обвиняет ГИБДД — плохо регулирует и медленно реагирует, инспекторы кивают на автомобилистов — нарушают правила, автомобилисты сетуют на плохие дороги — мол, слишком узкие… В это время на соседнем проспекте одна легковушка
Вся эта катавасия надолго или очень надолго: пока приедет ГИБДД, все измерит и всех опросит, нарисует схемы и напишет протоколы. После чего позволит, наконец, освободить проезжую часть. Как подсчитали эксперты, в Москве на это порой уходит свыше четырех часов. Из которых три с половиной — ожидание автоинспекторов. И лишь то, что свыше, — непосредственно на их работу. А ведь таких малых ДТП в обычные сутки в столице случается около 1,2–1,3 тысячи…
Полтора года назад новый столичный мэр Сергей Собянин решил разом покончить с этим безобразием и заявил: «Автоинспекторы должны добираться до места легкой аварии и оформлять ее за полчаса!» В МВД руки развели: разве градоначальник забыл о непроезжих московских пробках?
Хотя в тех же самых условиях столичная «скорая помощь» без всяких вертолетов успевает приехать на любой вызов за 25–30 минут — такой у нее лимит!
В Европе, наоборот, полицию в таких ситуациях вообще не ждут. Водители достают из «бардачков» бланки оформления ДТП, сами рисуют схемы и обмениваются визитками страховых компаний. После чего разъезжаются восвояси, освобождая дорогу. А дальнейшие хлопоты возлагают на страховщиков. То есть действуют по так называемому европротоколу.
В России он формально тоже действует: уже три года, с марта
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что проблему пробок
«Я уже давно предлагаю столичному ГУВД и ГИБДД, чтобы при каждом телефонном обращении о произошедшей аварии сотрудник полиции, принимающий заявку, обязательно говорил: «Если вы согласны в оценке обстоятельств и нарисовали схему ДТП, то вы можете спокойно уехать с места аварии и оформить все здесь, у нас, без всяких проблем; посидите здесь в кабинете, в тепле, в уюте, чаю попьете».
Увы, на практике дозвониться в службу ГИБДД бывает не легче, чем дождаться приезда автоинспектора живьем. И по всей России европротоколом пользуются не более 4–5% участников ДТП. Остальные, теряя время, ждут дорожную полицию — еще и потому, что опасаются отказа страховой компании
Полгода назад депутат Госдумы Владислав Резник внес было поправку в закон об ОСАГО об увеличении выплат в рамках европротокола до 50 тысяч рублей. И его законопроект даже прошел первое чтение. Но другие депутаты предложили дополнительные поправки, а потом и Минфин подготовил целый пакет изменений. В итоге рассмотрение документа отложили в лучшем случае на май. А куда торопиться? Большие чиновники легко объезжают заторы по встречной полосе. Ну, а мы с вами еще успеем настояться в московских и новосибирских, петербургских и казанских многокилометровых пробках.
А ведь таких несложных, но очень полезных «поправок» в существующие нормы и правила организации дорожного движения в мире существует немало. А эффект от них зачастую превышает пользу от строительства многих десятков километров дополнительных автомагистралей. В Тегеране, например, четверть века назад городской мэр издал распоряжение, по которому любой участник ДТП имеет право вызвать на место аварии эвакуатор, который срочно прибудет на место и отвезет поврежденный автомобиль по указанному ему адресу. Причем сделает это совершенно
Опрос: «Что надо сделать, чтобы мелкие аварии не оборачивались для нас большими проблемами?»
Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству:
— Я предлагаю вообще отменить выезд сотрудников ГИБДД на место ДТП, если нет пострадавших. У нас есть так называемый европротокол, по которому владельцы поврежденных в мелких ДТП автомобилей уже сейчас могут инспектора не ждать, если ущерб не превышает 25 тысяч рублей. Сейчас лимит предлагается повысить до 50 тысяч. Но тут в чем проблема — многие автолюбители, и прежде всего женщины, просто не представляют, сколько стоит царапина или вмятина. А вдруг вы не уложитесь в эту сумму — тогда придется взыскивать разницу по суду, страховщики не заплатят больше.
Поэтому второе кардинальное условие — лимит вообще убрать. Если авария произошла и люди не пострадали, то зачем привлекать государство в лице сотрудников ГИБДД в составлении протоколов? Ситуация касается только автомобилиста и страховой компании. Причем первый должен просто набрать номер телефона и известить страховую компанию, дальше ее сотрудники должны все решать. Это все головная боль страховой компании — мы им деньги платим, пусть работают, пусть возьмут на себя эту нагрузку. Обязывать ГИБДД приезжать вовремя, как сейчас пытается сделать прокуратура, вводя лимиты по времени приезда к месту ДТП, — это абсурд. Они же не летают на дельтапланах.
Сотрудник
— Страховые компании не должны создавать гражданам препятствия в выплатах. Когда люди оформляют без ГАИ, страховщики усматривают
Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России, руководитель общественного движения «Автомобильный союз»:
—
Елена Злыгорева, начальник Управления розничного страхования ОС
— У низкой популярности европротокола при мелких авариях несколько основных причин. Люди не имеют четкого понимания того, как оформлять
Опрос проводила Ольга Смольнова