Главная Культура 00:03 26 Ноября 2021 10185
Юлий Ким: Моего отца объявили японским шпионом и расстреляли

Автор песен Красной Шапочки, Остапа Бендера, Бумбараша и многих других героев знаменитых советских кинофильмов рассказал «Труду» о своем детстве

Анна Чепурнова
Юлий Ким с дочерью Наташей, племянником Маратом и женой Лидией. Фото из личного архива

Что объединяет песни Красной Шапочки, Остапа Бендера, Бумбараша и многих других героев знаменитых советских кинофильмов? Одно обстоятельство: слова к ним написал Юлий Ким — поэт, бард и драматург, автор и переводчик либретто мюзиклов, в том числе легендарного «Нотр-Дам де Пари». В декабре знаменитому сочинителю исполнится 85, и он отметит столь серьезную дату праздничным концертом в конце года. Кстати, со своими песнями Юлий Черсанович до сих пор выступает довольно часто. Накануне юбилея поэт рассказал «Труду» о своем детстве, родителях, о первом опыте работы в театре и недавней премьере по своей пьесе.

— У вас довольно необычное имя...

— Тут все просто: родители и родственники хотели, чтобы я был Юрием. Но когда надо было оформлять документы, спохватились, вспомнив, что моя мама слегка картавит. И тогда букву «р» заменили на «л».

— Какие книги вы любили в детстве?

— До сих пор могу их перечислить: «Приключения Травки» Сергея Розанова, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, «Маленький оборвыш» Джеймса Гринвуда, «Зеленые цепочки» Германа Матвеева о Великой Отечественной. Став чуть постарше, я прочел книги Жюля Верна и, конечно же, «Робинзона Крузо» и «Трех мушкетеров». Еще я обожал «Робин Гуда», даже играл в него дома.

Я рано увлекся театром: еще в первом классе мне пришла в голову мысль разыграть представление про Ивана-царевича, которое я сам придумал. Мы жили тогда в двухэтажном доме на станции Ухтомская у двух моих теток — они приютили нас со старшей сестрой и бабушкой в военные годы. На веранду соседского дома собрались взрослые в качестве зрителей. Спектакль сорвала моя сестра. Она так свирепо вращала глазами и клацала зубами в роли Бабы-яги, что все повалились со смеху, и она первая. На том спектакль и закончился.

— Ухтомская — это же под Москвой. Стало быть, во время войны вы не эвакуировались?

— В самом ее начале мы с сестрой и бабушкой жили в Наро-Фоминске, тогда относившемся к Калужской области. Одна из моих теток, Наталья Валентиновна, приехала за нами и увезла в Подмосковье буквально за день до прихода в город немцев. Я помню, мы сели в совершенно темный вагон санитарного эшелона. Пока искали свободные места, то и дело натыкались на раненых, которые нас материли со всех сторон — видимо, мы нечаянно задевали какие-то их больные места.

— Свою маму вы впервые увидели в сознательном возрасте только в 10 лет и были уверены, что она вернулась из долгой командировки. Когда вам открылась правда о ее пребывании в лагере?

— Моего отца Ким Чер Сана арестовали в конце 1937-го, вскоре осудили и в тот же день расстреляли. Он был одним из многих корейцев, обвиненных в шпионаже в пользу Японии. Маму Нину Валентиновну Всесвятскую как жену врага народа отправили в лагерь. А мы с сестрой (ей было три года, мне еще и года не исполнилось) остались с бабушкой. Родственники говорили, что папа умер от болезни, а мама в далекой командировке. Она присылала нам письма и самодельные детские книжки со своими стихами. Вернувшись домой, ничего об аресте не рассказывала. Но однажды в Малоярославце, куда мы с ней отправились жить, уборщица за что-то рассердилась на маму и стала на нас кричать: «Ссыльные!». Тут уже на наши с сестрой вопросы мама ответила: было сложное время, совершались ошибки, одна из них коснулась нашей семьи: Про судьбу отца она тогда умолчала, но со временем приоткрылась и эта тайна.

— Когда вы начали писать первые стихи?

— Рифмовать я стал очень рано. До сих пор помню стихотворение, которое в 10 лет посвятил героическим советским пилотам. И на смерть Сталина в 1953-м я сочинил стихи и отправил их в «Комсомольскую правду». Мне вежливо ответили, что редакция разделяет мои патриотические чувства и скорбь, но до публикации дело не дошло.

— Да уж, серьезные у вас были темы!

— Я рос истовым пионером и комсомольцем. Только оказавшись в институте, почувствовал некоторую шаткость своих убеждений. А в 1956-м после доклада Хрущева с разоблачением культа личности с моих глаз будто спала пелена, хотя надежду на подлинный социализм я еще некоторое время продолжал питать. В 30 лет я сочинил пьесу, называвшуюся «Диалоги 1937 года». Суть в ней была простой: Ленин хороший, а Сталин плохой. Через год я бы уже ничего подобного не написал.

— Ваш тесть Петр Якир, известный диссидент и антисоветчик, на вас повлиял?

— Еще как повлиял. Он люто ненавидел Сталина и ни в какой коммунизм не верил. Это был закаленный зэк с массой противоречивых качеств. От него я впервые услышал рассказы о лагерной жизни от первого лица (мама на эту тему так никогда и не заговорила). Ему я обязан своим участием в диссидентской жизни: с 1966 года я подписывал протестные документы, за что меня в 1968-м уволили из школы, где я преподавал. А вот писать песни для кино и театра (к тому времени я уже начал заниматься и этим) мне разрешили.

— Когда вы начали писать песни?

— Еще в педагогическом институте. Впрочем, в те годы все вокруг их сочиняли, и мне это не казалось серьезным. Одной из девушек, которая мне нравилась, я посвятил песню «Губы окаянные», а много лет спустя ее исполнил герой Станислава Любшина в фильме «Пять вечеров». Целенаправленно сочинять песни я стал уже будучи педагогом — они были нужны мне для спектаклей, которые я ставил с учениками. Кстати, любовью к школьной самодеятельности меня заразила мама — она сама ей вовсю занималась, когда вернулась к преподаванию. В старших классах мама вела у меня русский и литературу.

Зная, что в моих загашниках много сочинений о школьной жизни, в 1968 году Роман Виктюк попросил у меня несколько песен. Он тогда ставил в Калининском ТЮЗе спектакль из жизни старшеклассников «Одной любовью меньше». Некоторые песни я специально для него переделал, и эта работа стала моим дебютом в театре.

Хотя еще до Виктюка меня пригласил Петр Фоменко писать песни для комедии Шекспира, которую он ставил в Театре на Малой Бронной. Работа была большая, увлекательная и удачная. Но премьера состоялась уже после тюзовской.

— Вам не обидно, что авторская песня сейчас не имеет такого влияния, как раньше?

— Ничуть, потому что еще никто толком не измерял ее значение для нынешнего молодого поколения. Несмотря на то что сейчас можно самовыражаться в разных жанрах, бардовское творчество продолжает жить, ведь оно дает возможность высказаться, а многие молодые люди в этом очень нуждаются. На Грушинский фестиваль все еще приезжают десятки тысяч любителей бардовской песни — по крайней мере, так было до пандемии. Питерский клуб «Восток» с 2005 года проводит фестиваль авторской песни «На Соловецких островах».

Вообще русскоязычные бардовские фестивали проходят во всем мире, мне приглашения поступали из разных стран, включая Новую Зеландию и Австралию, вот только что в Антарктиду не звали.

— Недавно в Театре Олега Табакова состоялась премьера обновленного спектакля «Страсти по Бумбарашу» по вашей пьесе. Он вам понравился?

— То, что это очень хорошая работа, думаю не только я — масса моих знакомых, посмотревших спектакль, говорят то же самое. Владимир Машков впервые поставил «Страсти по Бумбарашу» в 1993 году в полуподвале, и тогда уже они очень сильно прогремели. Режиссер рассказывал, что незадолго до кончины Олег Табаков попросил его возобновить этот спектакль, что Машков и сделал. Теперь он идет на большой сцене, с размахом. Молодые исполнители сыграли достойно, каждая роль с перспективой. Больше всех мне запомнилась Анна Чиповская в роли разбойной атаманши.

— Как вы отпразднуете в конце декабря свой юбилей?

— Друзья мои, барды, что-то затевают на эту тему, без лишней помпы и официальщины.

— Что вы сами себе желаете к юбилею?

— Себе и всем — здоровья. Человечеству — избежать опасностей, связанных с распространением не только ковида, но и ядерного оружия. Нашей многострадальной стране — чтобы у нас везде соблюдались законы, процветала гласность и многообразие мнений. И чтобы прекратилась чудовищная пропаганда, которая сейчас потоком льется с официальных телеканалов. Ничего подобного не было даже в советское время, когда на телевизионную пропаганду мало кто обращал внимание.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9347
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7049
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6238
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?