Главная Культура 00:03 26 Ноября 2021 10421
Юлий Ким: Моего отца объявили японским шпионом и расстреляли

Автор песен Красной Шапочки, Остапа Бендера, Бумбараша и многих других героев знаменитых советских кинофильмов рассказал «Труду» о своем детстве

Анна Чепурнова
Юлий Ким с дочерью Наташей, племянником Маратом и женой Лидией. Фото из личного архива

Что объединяет песни Красной Шапочки, Остапа Бендера, Бумбараша и многих других героев знаменитых советских кинофильмов? Одно обстоятельство: слова к ним написал Юлий Ким — поэт, бард и драматург, автор и переводчик либретто мюзиклов, в том числе легендарного «Нотр-Дам де Пари». В декабре знаменитому сочинителю исполнится 85, и он отметит столь серьезную дату праздничным концертом в конце года. Кстати, со своими песнями Юлий Черсанович до сих пор выступает довольно часто. Накануне юбилея поэт рассказал «Труду» о своем детстве, родителях, о первом опыте работы в театре и недавней премьере по своей пьесе.

— У вас довольно необычное имя...

— Тут все просто: родители и родственники хотели, чтобы я был Юрием. Но когда надо было оформлять документы, спохватились, вспомнив, что моя мама слегка картавит. И тогда букву «р» заменили на «л».

— Какие книги вы любили в детстве?

— До сих пор могу их перечислить: «Приключения Травки» Сергея Розанова, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри, «Маленький оборвыш» Джеймса Гринвуда, «Зеленые цепочки» Германа Матвеева о Великой Отечественной. Став чуть постарше, я прочел книги Жюля Верна и, конечно же, «Робинзона Крузо» и «Трех мушкетеров». Еще я обожал «Робин Гуда», даже играл в него дома.

Я рано увлекся театром: еще в первом классе мне пришла в голову мысль разыграть представление про Ивана-царевича, которое я сам придумал. Мы жили тогда в двухэтажном доме на станции Ухтомская у двух моих теток — они приютили нас со старшей сестрой и бабушкой в военные годы. На веранду соседского дома собрались взрослые в качестве зрителей. Спектакль сорвала моя сестра. Она так свирепо вращала глазами и клацала зубами в роли Бабы-яги, что все повалились со смеху, и она первая. На том спектакль и закончился.

— Ухтомская — это же под Москвой. Стало быть, во время войны вы не эвакуировались?

— В самом ее начале мы с сестрой и бабушкой жили в Наро-Фоминске, тогда относившемся к Калужской области. Одна из моих теток, Наталья Валентиновна, приехала за нами и увезла в Подмосковье буквально за день до прихода в город немцев. Я помню, мы сели в совершенно темный вагон санитарного эшелона. Пока искали свободные места, то и дело натыкались на раненых, которые нас материли со всех сторон — видимо, мы нечаянно задевали какие-то их больные места.

— Свою маму вы впервые увидели в сознательном возрасте только в 10 лет и были уверены, что она вернулась из долгой командировки. Когда вам открылась правда о ее пребывании в лагере?

— Моего отца Ким Чер Сана арестовали в конце 1937-го, вскоре осудили и в тот же день расстреляли. Он был одним из многих корейцев, обвиненных в шпионаже в пользу Японии. Маму Нину Валентиновну Всесвятскую как жену врага народа отправили в лагерь. А мы с сестрой (ей было три года, мне еще и года не исполнилось) остались с бабушкой. Родственники говорили, что папа умер от болезни, а мама в далекой командировке. Она присылала нам письма и самодельные детские книжки со своими стихами. Вернувшись домой, ничего об аресте не рассказывала. Но однажды в Малоярославце, куда мы с ней отправились жить, уборщица за что-то рассердилась на маму и стала на нас кричать: «Ссыльные!». Тут уже на наши с сестрой вопросы мама ответила: было сложное время, совершались ошибки, одна из них коснулась нашей семьи: Про судьбу отца она тогда умолчала, но со временем приоткрылась и эта тайна.

— Когда вы начали писать первые стихи?

— Рифмовать я стал очень рано. До сих пор помню стихотворение, которое в 10 лет посвятил героическим советским пилотам. И на смерть Сталина в 1953-м я сочинил стихи и отправил их в «Комсомольскую правду». Мне вежливо ответили, что редакция разделяет мои патриотические чувства и скорбь, но до публикации дело не дошло.

— Да уж, серьезные у вас были темы!

— Я рос истовым пионером и комсомольцем. Только оказавшись в институте, почувствовал некоторую шаткость своих убеждений. А в 1956-м после доклада Хрущева с разоблачением культа личности с моих глаз будто спала пелена, хотя надежду на подлинный социализм я еще некоторое время продолжал питать. В 30 лет я сочинил пьесу, называвшуюся «Диалоги 1937 года». Суть в ней была простой: Ленин хороший, а Сталин плохой. Через год я бы уже ничего подобного не написал.

— Ваш тесть Петр Якир, известный диссидент и антисоветчик, на вас повлиял?

— Еще как повлиял. Он люто ненавидел Сталина и ни в какой коммунизм не верил. Это был закаленный зэк с массой противоречивых качеств. От него я впервые услышал рассказы о лагерной жизни от первого лица (мама на эту тему так никогда и не заговорила). Ему я обязан своим участием в диссидентской жизни: с 1966 года я подписывал протестные документы, за что меня в 1968-м уволили из школы, где я преподавал. А вот писать песни для кино и театра (к тому времени я уже начал заниматься и этим) мне разрешили.

— Когда вы начали писать песни?

— Еще в педагогическом институте. Впрочем, в те годы все вокруг их сочиняли, и мне это не казалось серьезным. Одной из девушек, которая мне нравилась, я посвятил песню «Губы окаянные», а много лет спустя ее исполнил герой Станислава Любшина в фильме «Пять вечеров». Целенаправленно сочинять песни я стал уже будучи педагогом — они были нужны мне для спектаклей, которые я ставил с учениками. Кстати, любовью к школьной самодеятельности меня заразила мама — она сама ей вовсю занималась, когда вернулась к преподаванию. В старших классах мама вела у меня русский и литературу.

Зная, что в моих загашниках много сочинений о школьной жизни, в 1968 году Роман Виктюк попросил у меня несколько песен. Он тогда ставил в Калининском ТЮЗе спектакль из жизни старшеклассников «Одной любовью меньше». Некоторые песни я специально для него переделал, и эта работа стала моим дебютом в театре.

Хотя еще до Виктюка меня пригласил Петр Фоменко писать песни для комедии Шекспира, которую он ставил в Театре на Малой Бронной. Работа была большая, увлекательная и удачная. Но премьера состоялась уже после тюзовской.

— Вам не обидно, что авторская песня сейчас не имеет такого влияния, как раньше?

— Ничуть, потому что еще никто толком не измерял ее значение для нынешнего молодого поколения. Несмотря на то что сейчас можно самовыражаться в разных жанрах, бардовское творчество продолжает жить, ведь оно дает возможность высказаться, а многие молодые люди в этом очень нуждаются. На Грушинский фестиваль все еще приезжают десятки тысяч любителей бардовской песни — по крайней мере, так было до пандемии. Питерский клуб «Восток» с 2005 года проводит фестиваль авторской песни «На Соловецких островах».

Вообще русскоязычные бардовские фестивали проходят во всем мире, мне приглашения поступали из разных стран, включая Новую Зеландию и Австралию, вот только что в Антарктиду не звали.

— Недавно в Театре Олега Табакова состоялась премьера обновленного спектакля «Страсти по Бумбарашу» по вашей пьесе. Он вам понравился?

— То, что это очень хорошая работа, думаю не только я — масса моих знакомых, посмотревших спектакль, говорят то же самое. Владимир Машков впервые поставил «Страсти по Бумбарашу» в 1993 году в полуподвале, и тогда уже они очень сильно прогремели. Режиссер рассказывал, что незадолго до кончины Олег Табаков попросил его возобновить этот спектакль, что Машков и сделал. Теперь он идет на большой сцене, с размахом. Молодые исполнители сыграли достойно, каждая роль с перспективой. Больше всех мне запомнилась Анна Чиповская в роли разбойной атаманши.

— Как вы отпразднуете в конце декабря свой юбилей?

— Друзья мои, барды, что-то затевают на эту тему, без лишней помпы и официальщины.

— Что вы сами себе желаете к юбилею?

— Себе и всем — здоровья. Человечеству — избежать опасностей, связанных с распространением не только ковида, но и ядерного оружия. Нашей многострадальной стране — чтобы у нас везде соблюдались законы, процветала гласность и многообразие мнений. И чтобы прекратилась чудовищная пропаганда, которая сейчас потоком льется с официальных телеканалов. Ничего подобного не было даже в советское время, когда на телевизионную пропаганду мало кто обращал внимание.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6065
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5800
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4278
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...