- У меня теперь два начальника, - заметил Сергей Иванов сразу после приземления в аэропорту Екатеринбурга. - Как заместитель главы правительства я держу отчет перед премьер-министром, а как министр обороны - перед Верховным главнокомандующим.
Первым делом он направился на областной сборный пункт, что километрах в ста от Екатеринбурга. Сергей Иванов не скрывает, что в последнее время его интерес к вопросам призыва в известной мере продиктован "проблемой-2008". Нет, не к будущим президентским выборам. Дело в том, что с 1 января того года срок службы срочников сокращается до 12 месяцев, и еще вопрос, удастся ли после этой даты ежегодно ставить под ружье почти 400 тысяч призывников. А как театр начинается с вешалки, так и военная служба - со сборного пункта.
Губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю было чем похвастаться. Несколько лет назад, приехав на сборный пункт, он увидел здесь грязные коридоры, убогие казармы и промерзшие стены. Сейчас городок не узнать. Спальные помещения на 400 с лишним человек, гостиница, прекрасно оборудованные кабинеты военно-врачебной комиссии, вещевой склад плюс собственная котельная, где персонал ходит в белых халатах, - призывники раньше и мечтать не могли о таких условиях.
В нынешний осенний призыв военное ведомство намерено поставить под ружье всего 140 тысяч новобранцев - на 30 тысяч меньше, чем весной. Зато качество призывного контингента, заметил Сергей Иванов, будет выше. "По закону мы можем забрать в армию 15 тысяч человек со снятой судимостью, а возьмем меньше, только 1,5 тысячи", - подчеркнул он.
О проблемах комплектования армии шла речь и на полигоне 34-й мотострелковой дивизии. Она станет третьим в российской армии соединением, которое в ближайшее время полностью перейдет на контракт. Прельстить потенциальных волонтеров перспективами дальнейшей службы военное ведомство собирается с помощью ипотеки. Те, кто уже прослужил три года по контракту и готов заключить новый на такой же срок, уже с января 2006 года начнут получать от Минобороны на персональные накопительные счета первые взносы для покупки собственной квартиры.
Жилищная проблема напомнила о себе министру обороны и еще одним эпизодом, который программой поездки предусмотрен не был. Давно потерявшие связь с армией жители 32-го военного городка, принадлежащего дивизии, встали в пикет, требуя от командования наконец-то решить их судьбу. По словам протестующих, отселять в областной центр не отселяют, квартир под эти нужды у города нет. Приватизировать служебные квартиры по закону нельзя. Так почти 90 процентов жителей гарнизона,давно утративших связь с армией, зависли, как говорится, между небом и землей. Эту проблему, которая тревожит обитателей еще по меньшей мере нескольких сотен гарнизонов, Сергею Иванову пришлось решать с ходу. Он заявил, что в правительство уже направлено ходатайство о том, чтобы жилая зона 32-го военного городка была передана на баланс муниципальных властей. Тогда его жители получат право на приватизацию своих квадратных метров. Таким же способом планируется решать судьбу и других закрытых городков.
Однако муниципальные власти, особенно в российской глубинке, где и расположено большинство дальних гарнизонов, прежде чем принять этот "дар" от Минобороны, как правило, требуют привести в порядок инфраструктуру: теплотрассы, котельные, дороги и т. д. А у военного ведомства на это тоже денег почти нет. Не получился бы замкнутый круг.