Главная Культура 00:13 26 Октября 2018 10311
Зачем Евгений Цыганов примерил на себя женское платье

На экраны выходит фильм, который удивит всех

Леонид Павлючик
Герой Цыганова решил стать другим, чтобы перехитрить смерть. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Слава бежит впереди этого необычного фильма. «Человек, который удивил всех» был единственным российским фильмом в конкурсе престижного Венецианского кинофестиваля. Прошел во второй по значимости программе «Горизонты» с шумным успехом, актриса Наталья Кудряшова была удостоена приза за лучшее исполнение женской роли. Хотя главную по метражу и по смыслу роль — то ли женскую, то ли мужскую — сыграл харизматичный Евгений Цыганов, большую часть картины щеголяющий в коротком, красного цвета платье и с яркой помадой на губах.

Впрочем, в самом начале фильма, поставленного супругами-режиссерами Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым по своему же сценарию, мы видим главного героя в мужском, брутальном обличии. Лесник Егор (его-то и играет Цыганов) обнаруживает в лесу браконьеров, убивших оленя. На приказ бросить оружие те открывают прицельную пальбу по леснику. Егор в лучших традициях американских вестернов укладывает точным выстрелом одного, побеждает в рукопашной схватке другого. Настоящий сибирский мужик, русский богатырь, да и только. Не зря его нежно любит жена и уважает вся деревня...

Тем временем обнаруживается, что наш герой безнадежно болен: у него рак в последней стадии. Жить Егору осталось от силы месяца два — такой приговор выносят местные эскулапы. Немногословный, скупой на эмоции, Егор готовится к достойному уходу из жизни. Кладет на сберкнижку деньги под проценты, чтобы хватило на похороны, запрещает жене (ее играет уже упоминавшаяся Наталья Кудряшова) предавать огласке свою болезнь, а сам готов отправиться умирать в хоспис. Жена, не веря в смертельный диагноз, ослушается его. Обойдет соседей, чтобы добыть денег на лечение. Добросердечные селяне скинутся, кто сколько может.

Но ни заехавший в областной центр столичный профессор-онколог (Максим Виторган), ни местная знахарка (Елена Ворончихина) помочь не в состоянии. Последняя, правда, под хмельком расскажет Егору то ли в шутку, то ли всерьез поучительную историю про селезня, который обернулся уткой и тем самым спасся от смерти: костлявая не опознала селезня и прошла мимо. С этой минуты герой, а заодно и фильм, становятся другими.

Хватаясь за рассказанную историю как за последнюю соломинку, Егор решает превратиться в ту самую «утку», чтобы перехитрить смерть. Покупает в универсаме платье, колготки, лифчик, туфли на каблуке. В стоящей неподалеку от дома баньке ночами обряжается в новоприобретенное женское тряпье, жирно красит губы и в таком виде тайно расхаживает по залитой лунным светом усадьбе. Но шила в мешке не утаишь: сначала о странном поведении мужа узнает любимая жена — и отказывает ему от дома, ссылая в баньку насовсем («даже умереть по-людски не можешь»), затем о сеансах с переодеванием узнают любопытные соседи.

Односельчане чувствуют себя оскорбленными в лучших чувствах: женщины, поджимая губы, смотрят кто с удивлением, кто с укоризной. А мужики свирепо избивают «пидораса», требуя от Егора либо образумиться, либо убраться из деревни. Бесстрашно и бессловесно, словно приняв какую-то только ему известную схиму, а вместе с ней и вечный обет молчания, Егор сносит побои. А затем, как смертельно раненный зверь, прячется от людей в заброшенной лесной сторожке, питаясь осенними ягодами и запивая нехитрые лесные дары водой, отжатой из сырого мха.

По мере внешнего и внутреннего преображения Егора меняется и стиль фильма. Из крепкой, внятной и понятной социально-психологической драмы картина постепенно соскальзывает в пространство притчи. Из фильма уходят быт, житейская проза, происходящие на экране события все больше становятся похожими на житие. Изображение (эстонский оператор Март Таниэль) обретает условный, обобщенный характер. Лес становится заколдованным царством. В этом призрачном, сказочном лесу возможно и появление злых татей-разбойников, которые садистски измываются над Егором, и чудесное явление раскаявшейся и все еще любящей жены, которая, словно Христу, омоет ноги своему блудному, исхудавшему мужу (Евгений Цыганов самоотверженно сбросил ради этой роли 20 килограммов).

Чем закончится этот ни на что не похожий фильм, аналогов которому в нашем кино не было и нет, рассказывать не стану. Скажу только, что перед нами, разумеется, не конъюнктурная киноподелка о смене человеком своего пола или сексуальной ориентации. Егор, к огорчению любителей «клубнички», как был «натуралом», так им и остался. Перед нами попытка кинематографистов России, Эстонии, Франции в острой, иносказательной форме поразмышлять о серьезных вещах.

О красоте обыденной жизни и грозном таинстве смерти. О слабости грубой силы и силе душевного смирения. О метафизике мужского и женского начал в извечной битве полов. Это еще и размышление о русском национальном характере, в котором безграничная любовь способна в одночасье смениться лютой ненавистью. Это еще и разговор о нетерпимости большинства к чьей-либо особости, инаковости, о латентной гомофобии. Наконец, это кино о неистребимой жажде жизни, о победе духа над бренной плотью, кино об умении терпеть, любить и прощать.

Всех ли по-хорошему удивит этот фильм, как он удивил меня? Как удивил «Человек...» зрителей, которые в переполненном зале московского кинотеатра «Ролан» вместе со мной, не шевелясь и, кажется, не дыша, смотрели фильм в рамках фестиваля «Арт-мейнстрим»? Не знаю, не уверен. Это все-таки кино не для массового зрителя, оно требует определенной «насмотренности», эстетической подготовки и этической отзывчивости. Тех, кто не примет внезапный сюжетный и стилевой слом фильма, не почувствует его условный, притчеобразный язык, кто воспримет сюжет буквально, в лоб, «Человек, который удивил всех» может не удивить, а рассердить, покоробить и даже оскорбить. Но равнодушным, похоже, фильм не оставит никого.

 

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5885
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5568
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...