Телевидение посвятило им огромный объем эфира: фильмы, концерты, интервью. Интерес к этим выдающимся личностям оказался разным. Но можно ли по рейтингам судить об их значимости для отечественной культуры?
Да, соседство имен уязвимо. Во-первых, один из героев ныне полон оптимизма и планов, а другого нет уже 14 лет. Во-вторых, глупо сравнивать режиссера, снимавшего не только блокбастеры, но и фестивальное кино, не предназначенное для массовой аудитории, с певцом, хоть и выступавшим на ведущих оперных сценах мира, но больше знакомым нашим людям по эстрадным шлягерам. К тому же о чем может говорить сиюминутный успех у телевизионной аудитории? Он от многих обстоятельств зависит. Скажем, когда Высоцкому исполнилось столько же, сколько сегодня Магомаеву, телеканалы обрушили на бедного зрителя такое количество Владимира Семеновича, что у него, зрителя, развилась настоящая идиосинкразия. И он, кроме «Места встречи», следующие два года ничего смотреть уже не мог. Все в этом мире относительно. И строчка Маяковского в названии неслучайна. Владимир Владимирович-то, поди, полагал, что партия и Ленин — из категории вечных ценностей. Ан вон как вышло...
Теперь, собственно, об итогах телепоказа. Начнем с Андрея Сергеевича. Помимо спецпроектов федералы показали с десяток его картин. Мало кто из режиссеров удостаивался такой мощной ретроспективы. Разве что любимцы публики — Рязанов и Гайдай. А на 70-летие Сокурова, скажем, прошли в основном разговорные программы, фильмов же — всего два-три. А ведь к тому моменту Александр Николаевич еще не успел вступить в ненужную полемику с президентом по межнациональным вопросам. Более того, нацлидеру нравилось побеседовать с ним за чашкой чая. Через пару лет 60 стукнет Звягинцеву. Вряд ли мы увидим подборку его картин, несмотря на все их триумфы в Каннах, Венеции и номинации на «Оскар». Впрочем, это отдельная история.
А с Кончаловским — притом что долгое время он был западником — вдруг такое изобилие! Даже закралась мысль: уж не потому ли, что он — брат?! Родная кровиночка главного столпа отечественной культуры? Вот и «Россия» в воскресенье, 21 августа, показала «Солнечный удар» Никиты Сергеевича. То ли в честь предстоящего Дня российского флага, то ли в качестве некой смысловой точки под ретроспективой Андрея Сергеевича... Но нет, конечно, это не так. Ведь Михалков-старший давным-давно расстался со своим либерализмом и ныне является скорее приверженцем особого пути России и сторонником твердой руки.
А теперь посмотрим данные «Медиаскопа». Самой успешной оказалась телепремьера фильма «Дорогие товарищи!» о расстреле в Новочеркасске, она оказалась на 15-м месте в топ-100 лучших программ недели. А вот ни первый показ на ТВ «Греха», диск с которым Путин подарил папе римскому, ни «Андрей Рублев» (А.С. был соавтором сценария), восстановленный в полной версии, ни другие шедевры не попали ни в этот топ, ни в десятку самых рейтинговых картин.
На последнем месте сотни нарисовался проект Первого канала «Андрей Кончаловский. Разрушитель иллюзий», вызвавший широкий резонанс в Сети. Только в постах не парадоксальные взгляды юбиляра обсуждались, а выражался праведный гнев по поводу появления в передаче Урганта. Оно и правда выглядело довольно странно. Все-таки Иван Андре-евич — не любимый актер режиссера, не родственник... Поэтому его «воскрешение» народ посчитал «пробным шаром» канального начальства перед окончательным решением, возвращать ли проштрафившегося шоу-мена в эфир на постоянной основе или нет.
А вот все, что касается Магомаева, прошло на ура: одноименный сериал, концерт, посвященный юбиляру, программы «Лучший голос Земли», «Тамара Синявская. Созвездие любви»...
Но, повторим, делать какие-либо выводы из этого сопоставления- бессмысленно. Ну разве что один, бесспорный: «ящик» давно перестал быть уделом киноманов. Зато популярную музыку — как ее ни называй: эстрада, попса — он культивирует, на протяжении десятилетий отдавая ей прайм-тайм. Хотя в принципе эти премьеры и ретро могут только порадовать. Все. Если бы, конечно, не появление Урганта. И это не шутка.
В минувшую субботу, 20 августа, на месте привычных посиделок «Сегодня вечером» появился проект «Свои». Завтра — второй выпуск. По сути, это концерт, состоящий из патриотических песен и стихов, в первую очередь на тему Донбасса. Выступают как профи (Газманов), так и дебютанты разных возрастов. «Свои» — очень хорошее и емкое слово. В 1970-е так называли себя те, кто ходил на спектакли Таганки и пел на ночных кухнях Окуджаву и Галича. В одноименном фильме Месхиева свои — это люди, которых, несмотря на разные убеждения, объединяет ненависть к фашистам. На «Первом» свои — это те, кто поддерживает наших воинов и СВО, об этом ведущий заявил в самом начале.
Но тем же вечером случилась трагедия со взрывом машины. И на следующий день эфирные патриоты ревели в один голос: настал момент истины, когда пора понять, кто свой, а кто нет. В том числе и среди деятелей культуры. Раскритиковал, промолчал — значит, враг. Такое время. Хочешь снимать кино, выступать с концертами, мелькать на ТВ — подпиши бумагу, что одобряешь спецоперацию. Не подписал — ты не свой, и, значит, пошел вон. Но вспомним, что тот же Маяковский призывал сбросить с корабля современности Пушкина. Тоже своим не считал. Поэтому горячку пороть на надо.