Главная Культура 19:01 26 Августа 2018 2710
Андрей Козлов: По-моему, наше телевидение умнее западного

Бессменный ведущий программы «Брэйн ринг» подвел итоги первого сезона

Александр Славуцкий
Андрей Анатольевич согласен с мнением, что телевидение должно утешать, и считает, что наше ТВ с этой задачей справляется. Фото: телеканал НТВ

В этом году на телеканале НТВ состоялась радостная для зрителей-интеллектуалов премьера. В эфир после нескольких лет отсутствия вернулась программа «Брэйн ринг» — со своим неизменным ведущим, магистром игры «Что? Где? Когда?» и президентом Международной ассоциации клубов Андреем Козловым. Не так давно завершился первый сезон этой программы, можно подвести итоги.

— Андрей, нынешнее возвращение вашей программы в эфир, если не ошибаюсь, уже четвертое по счету. А началась ее история четверть века назад. За эти годы изменилось телевидение, изменился зритель. А сама программа?

С мамой и братом на съемках передачи. 1993 год. Фото из личного архива

— Кое-что, конечно, изменилось. Съемки теперь проходят в «Сколково», в удивительном здании «Матрешка», где нам отдан зал-трансформер, над которым возвышается 13-этажная пирамида. Игра проходит на первом этаже, но в кадре мы используем все пространство, добиваясь космического колорита. А вот правила и команда, несмотря на шестилетний перерыв, остались прежние. Ведь главное в программе — человеческие переживания, эмоции, а они мало меняются.

— В этом сезоне в 14 играх участвовали команды из разных регионов. Получается настоящий чемпионат России?

— Не только России. Клубы игроков «Брэйн ринга» и «Что? Где? Когда?» существуют во всех бывших республиках СССР. Знаю, что играют в «Брэйн ринг» в Германии, Великобритании, Польше, Финляндии, США, даже в Австралии и Новой Зеландии. Таких людей, играющих регулярно, не реже раза в месяц, в мире около 300 тысяч.

— Есть ли у вас любимая команда?

— На сегодня это чемпион России из Ростова-на-Дону с капитаном Сергеем Абрамовым. Ярко сыграли команды Владикавказа и Мурманска. Вообще прошедший чемпионат открыл новых и очень интересных игроков.

— А какие новые знания он вам подарил?

— Интересных вопросов — и, соответственно, ответов — было очень много. Но мне почему-то запал тот, что касался приготовления миниатюрных пельменей. В ложку их помещается целый десяток. Это блюдо делается на Кавказе. Нужно вырезать такой маленький кружок теста, что замужние женщины используют для этого обручальные кольца, а молодые девушки — наперсток. На этот вопрос смогла ответить команда Владикавказа.

— На нашем ТВ немало интеллектуальных игровых программ: «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Что? Где? Когда?». Какое место, на ваш взгляд, занимает «Брэйн ринг»?

— Среди перечисленных вами игр только две, «Брэйн ринг» и «Что? Где? Когда?», придуманы у нас, остальные лицензионные. Подчеркну, что нашей традиции более свойственна коллективная игра, основанная на взаимодействии и поддержке. Что же касается восприятия этих игр публикой, то «Что? Где? Когда?» — бесспорный лидер. Это старейшая из игр на нашем телевидении, ей уже 43 года, уже несколько поколений сменилось — и тех, кто играет, и кто следит за игрой.

— А за покупкой лицензии на «Брэйн ринг» никто из зарубежных телекомпаний не обращался?

— Она уже куплена Азербайджаном, Белоруссией и Украиной. Но в последних двух странах программа сейчас не выходит — экономическая ситуация не позволяет ее снимать. А в Азербайджане Балаш Касумов уже шесть лет ведет «Что? Где? Когда?» и выпускает «Брэйн ринг» как продюсер. Был даже период, когда «Брэйн ринг» не выходил в России, а в Азербайджане программу показывали.

Между прочим, американцы лет шесть-семь назад купили лицензию на «Что? Где? Когда?». На мой взгляд, они слишком переделали программу под вкусы местной аудитории, но пару сезонов она у них выходила.

— В чем, на ваш взгляд, отличие «Брэйн ринга» от «Что? Где? Когда?»?

— Кроме очевидных отличий в формате и правилах, про «Что? Где? Когда?» можно сказать, что это уже не только программа, но и длинная личностная история. Вот Саша Друзь, а вот его дочка, а вот уже его внучка. То есть это уже целая жизненная эпопея. Надеюсь, реинкарнация «Брэйн ринга» позволит и нам наблюдать такие долгие человеческие истории.

— Не считаете ли вы, что, если бы держались в эфире столь же величаво, как, например, ведущий «Своей игры», ваша программа выиграла бы?

— Если бы я был с вами согласен, то и вел бы программу в манере Петра Кулешова, к которому отношусь с огромным уважением. Но начиная с 1991 года у программы не было другого ведущего, поэтому невозможно проверить, как смотрелся бы «Брэйн ринг» с кем-то еще. В разные годы я пробовал экспериментировать со стилем ведения, так что сегодняшняя манера основана на долгом опыте. Все-таки «Брэйн ринг» — это стадион. То, что годится для камерной студии, здесь не прокатит.

— Вначале программу вел Ворошилов, потом вы. Маэстро вас не ревновал?

— Ну что вы! «Брэйн ринг» был описан Владимиром Ворошиловым в книге «Феномен игры» в 1982-м. Телеверсия программы появилась во время паузы между сериями «Что? Где? Когда?», возникшей из-за поисков зала для съемок. Ворошилов никогда не снимал «Что? Где? Когда?» в студии, а только на реальной живой площадке. И вот, чтобы заполнить эту паузу, он снял первый цикл «Брэйн ринга». Владимир Яковлевич вел игру, оставаясь, по своему обыкновению, за кад-ром и используя многие другие приемы, заимствованные из его главной программы. Когда же была найдена площадка в Нескучном саду и стало понятно, что программа «Что? Где? Когда?» обретает новый дом, Владимир Яковлевич решил, что ее ему достаточно. В нашей телекомпании прошел творческий конкурс, в результате которого было решено, что ведущим «Брэйн ринга» стану я.

— Вы с Ворошиловым дружили?

— О взаимоотношениях с Ворошиловым можно написать книгу. Вместе с ним я проработал 12 лет, а без него уже 17, но мне до сих пор кажется, что с Владимиром Яковлевичем я был рядом гораздо больше времени. Про Ворошилова распространено мнение, что он — человек со сложным характером, с ним трудно работать. Но для меня он Феллини нашего телевидения. Работать с ним — счастье. И какая разница, какой у Феллини был характер...

— А какая из программ — «Что? Где? Когда?» или «Брэйн ринг» — вам дороже?

— Вопрос из разряда: «Кого ты больше любишь — маму или папу?» В «Что? Где? Когда?» я играю, а «Брэйн ринг» веду. Это существенная разница.

— Порой кажется, что в клубе царят сильнейшие противоречия и игроки, мягко говоря, недолюбливают друг друга. Это так?

— Клуб сегодня и в 1986 году, когда я только пришел в него, как говорят, две большие разницы. Три десятилетия назад членам клуба было около 30 лет, сегодня какой-то части под 60, какой-то — вокруг 40, а кому-то плюс-минус 25. Как и во всяком социуме, тут возникают противоречия между поколениями. Но это же не «Дом-2», где людей поселили вместе и им деваться друг от друга некуда. Мы приезжаем на эфир, общаемся, а потом встречаемся через неделю или через несколько месяцев. Есть время отойти от любых острых ситуаций.

— Помню, у вас произошла серьезная стычка с Ровшаном Аскеровым...

— Да, я в прямом эфире сказал Ровшану, что он подлец. Но весь конфликт между нами и был исчерпан тем, что телезрители увидели на экране. Мы же с Ровшаном не живем в одном доме, нигде, кроме как на съемках, не пересекаемся. И та вспыхнувшая ссора давно улеглась. Все мы живые люди, кто-то кого-то может раздражать, но сильных противоречий, угрожающих существованию клуба, нет. И это главное.

— Александр Друзь порой производит впечатление мизантропа. Соответствует ли это действительности?

— С Друзем мы дружим почти 30 лет. Как любой человек, он бывает разным. Где-то может казаться мизантропом. Но его обычное состояние — скептически ироничное. Что вы хотите — большое знание рождает большую скорбь, не мною это замечено.

— Вы со многими из знатоков дружите?

— Нет, мы близкие друзья с Алексеем Капустиным, Сашей Друзем. Дружеские отношения с Владимиром Антохиным, с которым мы сейчас еще и работаем вместе, с Максимом Поташевым. Может быть, еще с двоими-троими.

— Знатоки общаются друг с другом помимо игр и подготовки к ним? Допустим, ходят вместе на концерты, в ресторан, в походы?

Андрей Козлов на практике у китайских мудрецов. Фото из личного архива

— За другие команды не скажу, а в нашей этого нет. Большая часть из того, что вы перечислили, хороша, когда тебе 25-30, а в клубе люди постарше, со сложившимися судьбами, семейной жизнью. В лучшем случае нам удается встретиться за два дня до игры. Мы с моей командой накануне игр ходим в кино, обязательно где-нибудь ужинаем вместе. Команда Сиднева ходит в баню, а кто-то, наоборот, отправляется на совместный ужин только после прямого эфира в час ночи. Всюду свои традиции.

— Как готовитесь к играм?

— Накануне эфира проходит игра-тренировка. Каждая команда собирается в Охотничьем домике в Нескучном саду, и редактор программы Валентина Андреева готовит вопросы — естественно, разминочные, а не те, которые прозвучат в эфире. Мы играем три кона. Это позволяет восстановить связь между игроками, лучше почувствовать друг друга, поскольку паузы между играми могут быть значительными.

— Вы — режиссер и продюсер еще нескольких программ. Расскажите и о них.

— Почти каждая из этих программ внесла свою лепту в историю телевидения. Например, «Культурная революция». В 2001-м нами была придумана новая форма ток-шоу. Ничего подобного больше на нашем телевидении не появилось: Мы делали программу «Жизнь прекрасна», которая выходила шесть лет, а затем стала основой для многих других программ, в которых использовался тот же прием — сочетание песни и жизненных историй. Вот уже два года на НТВ выходит ток-шоу «Мы и наука. Наука и мы» об ожидаемых переменах в ближайшем будущем и роли науки в них. С большим удовольствием занимаюсь этими проектами как режиссер и продюсер.

— Что вам на нашем ТВ нравится, что раздражает?

— Меня ничто не раздражает, поскольку всегда есть возможность просто переключить канал. А в целом, по-моему, наше телевидение умнее западного. Если говорить об общенациональных каналах, то они гораздо разнообразнее, чем американские, французские или немецкие. Наши люди часто предъявляют претензии к телевидению, обвиняя его в глупости, поверхностности. Но это все равно что прийти на балет и удивляться, почему актеры тут не разговаривают. Понимаете, это такой жанр. Не стоит требовать от ТВ того, чего оно дать не может. Вам хочется глубины мысли? Сходите в научную библиотеку или в театр. Последний председатель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко говорил, что телевидение должно утешать. Так вот, с этой задачей наше телевидение справляется.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?