В этом году на телеканале НТВ состоялась радостная для зрителей-интеллектуалов премьера. В эфир после нескольких лет отсутствия вернулась программа «Брэйн ринг» — со своим неизменным ведущим, магистром игры «Что? Где? Когда?» и президентом Международной ассоциации клубов Андреем Козловым. Не так давно завершился первый сезон этой программы, можно подвести итоги.
— Андрей, нынешнее возвращение вашей программы в эфир, если не ошибаюсь, уже четвертое по счету. А началась ее история четверть века назад. За эти годы изменилось телевидение, изменился зритель. А сама программа?
С мамой и братом на съемках передачи. 1993 год. Фото из личного архива
— Кое-что, конечно, изменилось. Съемки теперь проходят в «Сколково», в удивительном здании «Матрешка», где нам отдан зал-трансформер, над которым возвышается 13-этажная пирамида. Игра проходит на первом этаже, но в кадре мы используем все пространство, добиваясь космического колорита. А вот правила и команда, несмотря на шестилетний перерыв, остались прежние. Ведь главное в программе — человеческие переживания, эмоции, а они мало меняются.
— В этом сезоне в 14 играх участвовали команды из разных регионов. Получается настоящий чемпионат России?
— Не только России. Клубы игроков «Брэйн ринга» и «Что? Где? Когда?» существуют во всех бывших республиках СССР. Знаю, что играют в «Брэйн ринг» в Германии, Великобритании, Польше, Финляндии, США, даже в Австралии и Новой Зеландии. Таких людей, играющих регулярно, не реже раза в месяц, в мире около 300 тысяч.
— Есть ли у вас любимая команда?
— На сегодня это чемпион России из Ростова-на-Дону с капитаном Сергеем Абрамовым. Ярко сыграли команды Владикавказа и Мурманска. Вообще прошедший чемпионат открыл новых и очень интересных игроков.
— А какие новые знания он вам подарил?
— Интересных вопросов — и, соответственно, ответов — было очень много. Но мне почему-то запал тот, что касался приготовления миниатюрных пельменей. В ложку их помещается целый десяток. Это блюдо делается на Кавказе. Нужно вырезать такой маленький кружок теста, что замужние женщины используют для этого обручальные кольца, а молодые девушки — наперсток. На этот вопрос смогла ответить команда Владикавказа.
— На нашем ТВ немало интеллектуальных игровых программ: «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра», «Что? Где? Когда?». Какое место, на ваш взгляд, занимает «Брэйн ринг»?
— Среди перечисленных вами игр только две, «Брэйн ринг» и «Что? Где? Когда?», придуманы у нас, остальные лицензионные. Подчеркну, что нашей традиции более свойственна коллективная игра, основанная на взаимодействии и поддержке. Что же касается восприятия этих игр публикой, то «Что? Где? Когда?» — бесспорный лидер. Это старейшая из игр на нашем телевидении, ей уже 43 года, уже несколько поколений сменилось — и тех, кто играет, и кто следит за игрой.
— А за покупкой лицензии на «Брэйн ринг» никто из зарубежных телекомпаний не обращался?
— Она уже куплена Азербайджаном, Белоруссией и Украиной. Но в последних двух странах программа сейчас не выходит — экономическая ситуация не позволяет ее снимать. А в Азербайджане Балаш Касумов уже шесть лет ведет «Что? Где? Когда?» и выпускает «Брэйн ринг» как продюсер. Был даже период, когда «Брэйн ринг» не выходил в России, а в Азербайджане программу показывали.
Между прочим, американцы лет шесть-семь назад купили лицензию на «Что? Где? Когда?». На мой взгляд, они слишком переделали программу под вкусы местной аудитории, но пару сезонов она у них выходила.
— В чем, на ваш взгляд, отличие «Брэйн ринга» от «Что? Где? Когда?»?
— Кроме очевидных отличий в формате и правилах, про «Что? Где? Когда?» можно сказать, что это уже не только программа, но и длинная личностная история. Вот Саша Друзь, а вот его дочка, а вот уже его внучка. То есть это уже целая жизненная эпопея. Надеюсь, реинкарнация «Брэйн ринга» позволит и нам наблюдать такие долгие человеческие истории.
— Не считаете ли вы, что, если бы держались в эфире столь же величаво, как, например, ведущий «Своей игры», ваша программа выиграла бы?
— Если бы я был с вами согласен, то и вел бы программу в манере Петра Кулешова, к которому отношусь с огромным уважением. Но начиная с 1991 года у программы не было другого ведущего, поэтому невозможно проверить, как смотрелся бы «Брэйн ринг» с кем-то еще. В разные годы я пробовал экспериментировать со стилем ведения, так что сегодняшняя манера основана на долгом опыте. Все-таки «Брэйн ринг» — это стадион. То, что годится для камерной студии, здесь не прокатит.
— Вначале программу вел Ворошилов, потом вы. Маэстро вас не ревновал?
— Ну что вы! «Брэйн ринг» был описан Владимиром Ворошиловым в книге «Феномен игры» в 1982-м. Телеверсия программы появилась во время паузы между сериями «Что? Где? Когда?», возникшей из-за поисков зала для съемок. Ворошилов никогда не снимал «Что? Где? Когда?» в студии, а только на реальной живой площадке. И вот, чтобы заполнить эту паузу, он снял первый цикл «Брэйн ринга». Владимир Яковлевич вел игру, оставаясь, по своему обыкновению, за кад-ром и используя многие другие приемы, заимствованные из его главной программы. Когда же была найдена площадка в Нескучном саду и стало понятно, что программа «Что? Где? Когда?» обретает новый дом, Владимир Яковлевич решил, что ее ему достаточно. В нашей телекомпании прошел творческий конкурс, в результате которого было решено, что ведущим «Брэйн ринга» стану я.
— Вы с Ворошиловым дружили?
— О взаимоотношениях с Ворошиловым можно написать книгу. Вместе с ним я проработал 12 лет, а без него уже 17, но мне до сих пор кажется, что с Владимиром Яковлевичем я был рядом гораздо больше времени. Про Ворошилова распространено мнение, что он — человек со сложным характером, с ним трудно работать. Но для меня он Феллини нашего телевидения. Работать с ним — счастье. И какая разница, какой у Феллини был характер...
— А какая из программ — «Что? Где? Когда?» или «Брэйн ринг» — вам дороже?
— Вопрос из разряда: «Кого ты больше любишь — маму или папу?» В «Что? Где? Когда?» я играю, а «Брэйн ринг» веду. Это существенная разница.
— Порой кажется, что в клубе царят сильнейшие противоречия и игроки, мягко говоря, недолюбливают друг друга. Это так?
— Клуб сегодня и в 1986 году, когда я только пришел в него, как говорят, две большие разницы. Три десятилетия назад членам клуба было около 30 лет, сегодня какой-то части под 60, какой-то — вокруг 40, а кому-то плюс-минус 25. Как и во всяком социуме, тут возникают противоречия между поколениями. Но это же не «Дом-2», где людей поселили вместе и им деваться друг от друга некуда. Мы приезжаем на эфир, общаемся, а потом встречаемся через неделю или через несколько месяцев. Есть время отойти от любых острых ситуаций.
— Помню, у вас произошла серьезная стычка с Ровшаном Аскеровым...
— Да, я в прямом эфире сказал Ровшану, что он подлец. Но весь конфликт между нами и был исчерпан тем, что телезрители увидели на экране. Мы же с Ровшаном не живем в одном доме, нигде, кроме как на съемках, не пересекаемся. И та вспыхнувшая ссора давно улеглась. Все мы живые люди, кто-то кого-то может раздражать, но сильных противоречий, угрожающих существованию клуба, нет. И это главное.
— Александр Друзь порой производит впечатление мизантропа. Соответствует ли это действительности?
— С Друзем мы дружим почти 30 лет. Как любой человек, он бывает разным. Где-то может казаться мизантропом. Но его обычное состояние — скептически ироничное. Что вы хотите — большое знание рождает большую скорбь, не мною это замечено.
— Вы со многими из знатоков дружите?
— Нет, мы близкие друзья с Алексеем Капустиным, Сашей Друзем. Дружеские отношения с Владимиром Антохиным, с которым мы сейчас еще и работаем вместе, с Максимом Поташевым. Может быть, еще с двоими-троими.
— Знатоки общаются друг с другом помимо игр и подготовки к ним? Допустим, ходят вместе на концерты, в ресторан, в походы?
Андрей Козлов на практике у китайских мудрецов. Фото из личного архива
— За другие команды не скажу, а в нашей этого нет. Большая часть из того, что вы перечислили, хороша, когда тебе 25-30, а в клубе люди постарше, со сложившимися судьбами, семейной жизнью. В лучшем случае нам удается встретиться за два дня до игры. Мы с моей командой накануне игр ходим в кино, обязательно где-нибудь ужинаем вместе. Команда Сиднева ходит в баню, а кто-то, наоборот, отправляется на совместный ужин только после прямого эфира в час ночи. Всюду свои традиции.
— Как готовитесь к играм?
— Накануне эфира проходит игра-тренировка. Каждая команда собирается в Охотничьем домике в Нескучном саду, и редактор программы Валентина Андреева готовит вопросы — естественно, разминочные, а не те, которые прозвучат в эфире. Мы играем три кона. Это позволяет восстановить связь между игроками, лучше почувствовать друг друга, поскольку паузы между играми могут быть значительными.
— Вы — режиссер и продюсер еще нескольких программ. Расскажите и о них.
— Почти каждая из этих программ внесла свою лепту в историю телевидения. Например, «Культурная революция». В 2001-м нами была придумана новая форма ток-шоу. Ничего подобного больше на нашем телевидении не появилось: Мы делали программу «Жизнь прекрасна», которая выходила шесть лет, а затем стала основой для многих других программ, в которых использовался тот же прием — сочетание песни и жизненных историй. Вот уже два года на НТВ выходит ток-шоу «Мы и наука. Наука и мы» об ожидаемых переменах в ближайшем будущем и роли науки в них. С большим удовольствием занимаюсь этими проектами как режиссер и продюсер.
— Что вам на нашем ТВ нравится, что раздражает?
— Меня ничто не раздражает, поскольку всегда есть возможность просто переключить канал. А в целом, по-моему, наше телевидение умнее западного. Если говорить об общенациональных каналах, то они гораздо разнообразнее, чем американские, французские или немецкие. Наши люди часто предъявляют претензии к телевидению, обвиняя его в глупости, поверхностности. Но это все равно что прийти на балет и удивляться, почему актеры тут не разговаривают. Понимаете, это такой жанр. Не стоит требовать от ТВ того, чего оно дать не может. Вам хочется глубины мысли? Сходите в научную библиотеку или в театр. Последний председатель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко говорил, что телевидение должно утешать. Так вот, с этой задачей наше телевидение справляется.